Длительное нарушение налоговым органом процедурных сроков не приводит к утрате им возможности взыскания налога после проведения проверки, если нарушение вызвано действиями в интересах налогоплательщикаВ отношении налогоплательщика проводилась выездная проверка. При этом акт проверки составлен 30.09.2015, далее 27.11.2015 налоговый орган продлил срок рассмотрения материалов проверки, но в итоге это рассмотрение состоялось лишь 21.12.2018, а решение по итогам проверки вынесено 12.07.2019, поскольку в течение 2016, 2017 гг. налоговый орган неоднократно знакомил налогоплательщика с материалами проверки (сам налогоплательщик в этот период также представлял дополнительные документы). Далее налоговый орган начал процедуру принудительного взыскания налоговой задолженности, доначисленной по итогам проверки.
Налогоплательщик оспорил в суде требование об уплате налога и решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках.
Суд первой инстанции, принимая во внимание наличие позиции ВС РФ, изложенной в
Определении от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135 о предельном двухлетнем сроке взыскания налога (дело ООО «Неринга») удовлетворил требования налогоплательщика. Учтено, что с момента вынесения налоговым органом решения о проведении проверки до момента принятия решения о взыскании денежных средств прошло более 5 лет.
Суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с этой позицией и приняли судебные акты в пользу налогового органа.
При этом в кассационном постановлении среди прочего указано, что в данном случае действия налогового органа, связанные с продлением срока вынесения решения, направлены на соблюдение прав налогоплательщика, связанных с ознакомлением его с материалами, поступившими в налоговый орган после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля и имеющими значение для определения налоговых обязательств налогоплательщика, а также на вынесение законного и обоснованного решения по результатам налоговой проверки.
(постановление АС Московского округа от 04.04.2022 по делу № А40-36310/2021 АО "АИСА ИТ-СЕРВИС") ОЦЕНКА TAXOLOGYОб этом деле после рассмотрения его судом первой инстанции мы уже рассказывали на страницах нашего дайджеста (
TaxDigest № 198), но сейчас вынуждены вернуться к нему снова, поскольку суд кассационной инстанции не просто занял противоположную по отношению к первой инстанции позицию, но и акцентировал внимание на таком моменте как причины превышения налоговым органом процедурных сроков при проведении налогового контроля. При этом в судебной практике по другим категориям дел уже не раз звучали как раз именно выводы о том, что все превышения сроков допущены в итоге во имя интересов налогоплательщика и для его же блага (даже если сам налогоплательщик считает по-другому).
Так или иначе, в практике может укрепиться тенденция, при которой какой-либо положительный для налогоплательщиков эффект от позиции ВС РФ по делу ООО «Неринга» может быть нивелирован вышеприведенной оценкой поведенческого элемента со стороны налогового органа, когда в действиях последнего при желании всегда будет находиться та или иная уважительная причина нарушения им процедурных сроков. Впрочем, в данном деле у налогоплательщика остается еще одна инстанция — Верховный Суд.
Добровольная уплата налогоплательщиком сумм, доначисленных по итогам проверки, решение по которой признано впоследствии недействительным, влечет признание этих сумм излишне взысканными, а не излишне уплаченнымиНа основании акта, а затем и решения по итогам налоговой проверки налогоплательщику доначислены налоги. Налогоплательщик на основании акта уплатил доначисленные суммы, а после того, как было вынесено решение по итогам проверки, он успешно оспорил это решение в суде.
В связи с этим налогоплательщик посчитал, что добровольно уплаченная им на основании акта доначисленная сумма является излишне взысканной и потребовал начислить проценты на нее (ст. 79 НК РФ).
Налоговый орган в качестве возражений указывал на то, что рассматриваемом случае уплата недоимки, пеней и штрафов произведена налогоплательщиком по акту налоговой проверки, в связи с чем носит добровольный характер и не является принудительным взысканием. И поскольку оплата доначисленных сумм по результатам проверки произведена налогоплательщиком самостоятельно, вне рамок процедур взыскания, основания для возврата процентов по ст. 79 НК РФ отсутствуют.
Суды не согласились с налоговым органом, признав правомерным взыскание с него процентов на сумму, доначисление которой было признано в рамках другого дела недействительным.
При этом суды исходили из следующего. Оплаченные налогоплательщиком суммы доначисленных налогов, пени на основании акта налоговой проверки в рассматриваемом случае не могут квалифицироваться как излишне уплаченные, поскольку они не были ошибочно уплачены на основании налоговой декларации.
Доводы налогового органа отклоняются с учетом правовой позиции, изложенной в
Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, согласно которой оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. Способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
(постановление АС Поволжского округа от 29.03.2022 по делу № А12-12810/2021 ООО "Балкан Плаза") Налоговый орган не обязан предоставлять налогоплательщику-взыскателю информацию об остатках и движении денежных средств по счетам его должниковНалогоплательщик являлся взыскателем по судебным приказам в отношении своих двух должников. Он обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении в отношении этих должников сведений, указанных в п.п. 1-3 ч. 9 ст. 69 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В ответ на это налоговый орган предоставил сведения о банковских счетах должников.
Налогоплательщик посчитал эти сведениями недостаточными, поскольку ему не была предоставлена информация о количестве и движении денежных средств на счетах должников. В связи с этим налоговый орган рекомендовал налогоплательщику получить недостающую информацию в самих банках должников.
Налогоплательщика такой ответ не устроил, и он обратился в суд с требованием о признании незаконным отказа налогового орган в предоставлении ему сведений о количестве и движении денежных средств на счетах должников. По его мнению, взыскатель вправе по своему усмотрению запросить спорные сведения у любого лица, указанного в ч. 9 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
Суды отказали в удовлетворении требований налогоплательщика исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах не во всех, а лишь в некоторых случаях. Запрос взыскателя по исполнительному производству в указанный перечень случаев не входит. Следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для представления налогоплательщику сведений о количестве (остатках) и движении денежных средств по банковским счетам, о наличии на счетах ценностей должников как по причине отсутствия у нее таких сведений, так и в силу наличия исчерпывающего перечня оснований для истребования налоговым органом данной информации у банков (кредитных организаций).
В ч. 9 ст. 69 Закона № 229-ФЗ помимо налоговых органов поименованы банки и иные кредитные организации, которые должны располагать сведениями о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте. Соответственно, отказ налогового органа от предоставления сведений о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте (а также об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях) не нарушает права и интересы заявителя, не препятствуют получению таких сведений от банков и иных кредитных организаций.
(постановление 13 ААС от 01.04.2022 по делу № А26-9745/2021 АО "ТНС энерго Карелия")