Нормы НК о порядке начисления процентов за несвоевременный возврат подлежащего возмещению НДС не распространяются на отношения по зачету этой суммы налога Налогоплательщик 22.01.2016 представил декларацию по НДС за 4 квартал 2015 года к возмещению НДС. 27.01.2016 он направил в налоговый орган заявление о зачете подлежащей возмещению суммы налога. Затем 16.03.2016 он представил уточненную декларацию по НДС за этот период с аналогичной суммой НДС к возмещению.
Налоговый орган отказал в возмещении НДС, но суды в 2019 году признали этот отказ недействительным. В связи с этим налогоплательщик 16.07.2019 обратился в налоговый орган с письмом, в котором просил возместить НДС на основании вышеназванной уточненной налоговой декларации путем возврата на указанный им банковский счет. Налоговый орган 31.07.2019 принял решение о возврате и на следующий день перечислил налогоплательщику возмещенную сумму.
Между тем, налогоплательщик, полагая, что налоговым органом были нарушены сроки для возврата налога, обратился в налоговый орган с заявлением о выплате процентов на основании п. 10 ст. 176 НК РФ. Он исходил, в частности, из того, что поскольку заявление о зачете НДС представлено до момента принятия признанного впоследствии недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении налога, то по смыслу положений п. 11.1 ст. 176 НК РФ исключена возможность применения ст. 78 НК РФ и следует руководствоваться пунктами 7-10 ст. 176 НК РФ.
Налоговый орган в качестве возражений указывал на то, что проценты не подлежат начислению, поскольку до момента окончания камеральной проверки у налогового органа отсутствовало заявление о возврате суммы налога. Заявление о зачете налога, представленное 27.01.2016 не имеет правового значения для целей возврата налога и не может являться основанием для начисления процентов. Возврат суммы налога произведен 01.08.2019 в соответствии с общим порядком, предусмотренным ст. 78 НК РФ, на основании заявления от 16.07.2019. Пункт 10 ст. 176 НК РФ о порядке начисления процентов касается исключительно отношений связанных с возвратом налога, имеющим заявительный характер, и не распространяется на отношения по зачету сумм в счет будущих платежей.
Суды согласились с налоговым органом и рассмотрели спор в его пользу. При этом еще в решении первой инстанции было отмечено, что в рассматриваемом случае у налогового органа отсутствовала обязанность произвести возврат НДС, поскольку в силу прямого указания налогоплательщика, изложенного в заявлении от 27.01.2016, денежные средства подлежали зачету в счет платежей (предстоящих платежей) по этому же налогу. То есть в любом случае до обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога спорные денежные средства не поступили бы в непосредственное и свободное распоряжение налогоплательщика. Доводов о том, что несвоевременное проведение зачета повлекло финансовые убытки, налогоплательщиком не заявлялось, ссылок на наличие материальных (нематериальных) потерь, компенсацией которых являются начисляемые по ст. 176 НК РФ проценты, а также расчета этих потерь в материалах дела не имеется.
(постановление АС Волго-Вятского округа от 27.08.2021 по делу № А38-3/2021 ООО "Акватэк") Суд признал, что предоставление налогоплательщиком транспорта для станций скорой помощи не относится к медицинским услугам и не освобождается от НДС Налогоплательщик на основании контрактов, заключенных с учреждениями здравоохранения, оказывал им услуги по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи, предоставляя для этого транспортные средства.
НДС с этих услуг он не уплачивал исходя из того, что им подтверждены основания применения освобождения от налогообложения, предусмотренные подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку он, предоставляя автомобили скорой медицинской помощи, укомплектованные медицинским оборудованием, под управлением своего сотрудника оказывал услуги скорой медицинской помощи.
Налоговый орган не согласился с позицией налогоплательщика и доначислил ему НДС. По его мнению, между налогоплательщиком и учреждениями здравоохранения сложились взаимоотношения по аренде транспортных средств с экипажем в целях оказания скорой медицинской помощи населению, которые не подпадают под действие положений подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ и подлежат обложению НДС. Водители, предоставляемые налогоплательщиком городским станциям скорой медицинской помощи со специализированным автомобилем, не оказывали услуг скорой медицинской помощи.
Суд первой инстанции рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, отметив, в частности, что системное толкование норм права прямо указывает, что освобождается от налогообложения операция по оказанию услуги скорой медицинской помощи, которая в силу закона включает в себя медицинские услуги, а также комплекс иных мероприятий – мероприятий по эвакуации пациента, которые могут осуществляться любым юридическим лицом, вне зависимости от организационно правовой формы.
Из существа правоотношений в рамках спорных контрактов видно, что исполнитель (налогоплательщик) оказывает элементы медицинской услуги, а именно услуги по медицинской эвакуации пациентов, что предъявляет определенные требования к водителю и транспортным средствам.
Суд апелляционной инстанции отменил решение первой инстанции, удовлетворив жалобу налогового органа, отметив, что приобретая и (или) переоборудуя автомобили в специализированный медицинский транспорт, налогоплательщик автоматически не получает статус медицинской организации. В рамках заключенных контрактов он оказывал услуги медицинским учреждениям, предоставляя для их нужд в аренду специализированный транспорт с экипажем, на возмездной основе. Таким образом, он оказывал именно услуги транспорта для нужд медицинских учреждений станций скорой медицинской помощи, поскольку самостоятельно (отдельно от врачей и фельдшеров) не может оказывать услуги населению по эвакуации больных граждан.
Учитывая перечень обязанностей, выполняемых водителями по условиям спорных контрактов, а также обязанностей водителя и санитара-водителя автомобиля скорой медицинской помощи, водитель автомобиля скорой помощи входит в состав бригады скорой медицинской помощи, однако медицинским работником не является и медицинскую деятельность не осуществляет, являясь при этом сотрудником налогоплательщика, а не работником станции скорой медицинской помощи. Медицинскую деятельность осуществляют медицинские работники соответствующих учреждений здравоохранения. Водитель, предоставляемый станциям скорой медицинской помощи со специализированным автомобилем, не оказывает услуг скорой медицинской помощи.
(постановление 13 ААС от 01.09.2021 по делу № А56-5182/2021 ООО "Эффективная система здравоохранения")