Суд признал, что налог на имущество по обособленным подразделениям, находящимся на территории одного региона, но административно прикрепленным к филиалу в другом регионе, уплачивается на территории первого из этих регионовУ налогоплательщика имелись объекты движимого имущества, территориально расположенные в обособленных подразделениях Курская ТЭЦ-1 и Курская ТЭЦ-Центр (Курская область), но находящиеся на балансе Белгородского филиала «Южная генерация» (Белгородская область). Налог на имущество с этих объектов был уплачен в бюджет Курской области по месту нахождения и учета имущества.
По мнению налогового органа, налог должен был быть уплачен в бюджет Белгородской, а не Курской области. При этом он ссылался на общие положения ст. 384 НК РФ об уплате налога по месту учета имущества на балансе организации и месту учета имущества на балансе каждого филиала, имеющего самостоятельный баланс.
Налогоплательщик, в свою очередь, указывал на то, что с 01.01.2013 ввиду ликвидации Курского филиала его имущество по акту было передано на баланс Белгородского филиала, но территориально продолжало оставаться на территории Курской области, в связи с чем налогоплательщик уплачивал налог по этому имуществу в течение 2013-2014 годов (спорный период) в бюджет Курской области. То есть спорное имущество и после 01.01.2013 учитывалось на отдельном балансе обособленных подразделений Курская ТЭЦ-1 и Курская ТЭЦ-Центр, соответствующих критериям статьи 11 НК РФ, в связи с чем, налог в отношении этого имущества правомерно уплачивался в бюджет Курской области.
Суды согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в его пользу, отметив, что представленные налогоплательщиком документы в совокупности подтверждают соответствие критериям ст. 11 НК РФ подразделений Курская ТЭЦ-1 и Курская ТЭЦ-Центр в качестве обособленных подразделений; учет спорного имущества ведется на отдельном балансе этих обособленных подразделений, структурно и административно входящих в состав Белгородского филиала; имущество по этим подразделениям учитывается отдельно, в связи с чем в силу статей 11, 384 НК РФ налог на имущество организаций в отношении спорного движимого имущества правомерно уплачивался в бюджет Курской области по месту нахождения обособленных подразделений, на балансе которых учтено это имущество.
Суды отклонили доводы налогового органа о том, что обособленные подразделения Курская ТЭЦ-1 и Курская ТЭЦ-Центр не являются таковыми в смысле уплаты налога на имущество, так как не имеют отдельного баланса для учета имущества. Учитывая, что такое понятие как «отдельный баланс» было исключено из ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», для целей применения гл. 30 НК РФ, под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс. Выделение обособленных подразделений организации на отдельный баланс и порядок его формирования определяются учетной политикой организации.
Налогоплательщиком представлены документы, подтверждающие, что его учетной политикой установлено, что имущество обособленных подразделений (производственных подразделений и (или) производственных участков), по месту нахождения которых оборудованы стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца, по месту расположения которых он подлежит постановке на учет в налоговых органах, отличных от налоговых органов по месту нахождения филиала, обособляется на отдельном балансе.
(постановление АС Московского округа от 07.02.2022 по делу № А40-200690/2017 ПАО "Квадра - Генерирующая компания")Проведение осмотра помещений налогоплательщика во время выездной проверки третьего лица является незаконнымВ ходе проведения выездной проверки третьего лица налоговый орган по месту его учета направил в налоговый орган по месту учета налогоплательщика письмо с просьбой о проведении осмотров помещений (предметов) с целью установления нахождения организаций по месту их регистрации и нахождения на занимаемых организациями территориях других субъектов предпринимательской деятельности, наличия вывесок с фирменным наименованием.
В результате налоговым органом по месту учета налогоплательщика проведен визуальный осмотр помещения по его адресу, установлено наличие офиса, вывески с наименованием организации, подтвержден факт осуществления организацией деятельности.
Не согласившись с действиями налогового органа по направлению письма о проведении осмотра, налогоплательщик обжаловал его в УФНС, а затем в суд.
Налоговый орган ссылался на то, что поскольку у налоговых органов имеются полномочия по проведению проверки соблюдения законодательства о государственной регистрации юридических лиц, а также достоверности, полноты и своевременности представления сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ, то действия по направлению спорного письма законны.
Суды отклонили этот довод и рассмотрели спор в пользу налогоплательщика, отметив при этом следующее.
Во-первых, регистрирующим органом налогоплательщика является налоговый орган по месту его учета, а не налоговый орган, направивший спорное письмо; во-вторых, в письме указано на необходимость при проведении осмотра в порядке ст. 90 НК РФ допросить и получить показания сотрудников организаций, что не предусмотрено положениями Закона о государственной регистрации юридических лиц. В-третьих, анализ содержащихся в письме вопросов позволяет прийти к выводу, что таковые были направлены не на установление достоверности сведений, отраженных в ЕГРЮЛ, а касались существа проводимой налоговой проверки, вопросов деятельности налогоплательщика.
Отмечено также, что проведение незаконной проверки территорий и помещений заявителя может явиться инструментом подавления самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу положений статей 34, 35, 55 Конституции РФ недопустимо.
(постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.12.2021 по делу № А70-4498/2021 ООО "Максим-Чита")