Налоговый орган не вправе вне рамок налоговой проверки истребовать неограниченный круг документов о контрагенте налогоплательщикаНалоговый орган вне рамок налоговой проверки на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ направил налогоплательщику требование о предоставлении документов, касающихся деятельности контрагента (ИП): договоры (контракты, соглашения), заключенные с ИП, действовавшие в 2019 году; акты выполненных работ за 2019 год; карточки счетов бухгалтерского учета, на которых отражены финансово-хозяйственные взаимоотношения с ИП за 2019 год; регистры налогового учета, отражающие отнесение расходов по работам, выполненным ИП, в составе учитываемых и не учитываемых в целях налогообложения прибыли за 2019 год; обороты счетов 90.2 и 91.12 по всем видам учета, отражающие учет операций с ИП в бухгалтерском учете в 2019 году.
При этом налоговый орган исходил из того, что спорное требование содержит четкое указание на то, что истребование документов (информации) производится по сделкам между налогоплательщиком и ИП за 2019 год, а также позволяет идентифицировать документы, которые необходимо представить. Положения ст. 93.1. НК РФ не устанавливают обязанности указания в требовании налогового органа конкретных реквизитов или иных индивидуализирующих признаков истребуемых документов (информации).
Налогоплательщик в качестве возражений указывал на то, что вне рамок налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать только те документы (информацию), которые касаются конкретной сделки, и только при наличии обоснованной необходимости. Из оспариваемого требования не следует, что налоговым органом запрашивались информация и документы относительно именно конкретной сделки, поскольку истребовались самые разные документы: договоры, контракты, действовавшие в 2019 году, акты выполненных работ, касающиеся деятельности ИП, и их отражение в бухгалтерском учете.
Суды согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в его пользу, отметив следующее.
Действующее законодательство разграничивает перечень документов (информации), которые налоговый орган может истребовать в ходе проведения налоговой проверки и вне рамок ее проведения. При истребовании документов (информации) в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ содержание направляемого налоговым органом требования должно не только раскрывать индивидуализирующие признаки истребуемых документов, позволяющие исполнить такое требование, но и однозначно свидетельствовать о том, что истребование указанных в требовании документов обусловлено возникшей в рамках мероприятий налогового контроля обоснованной необходимостью получения информации относительно конкретной сделки у участников данной сделки.
В данном случае налоговым органом запрошены документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности общества с ИП за 2019 год, а не в отношении конкретной сделки (конкретных сделок). При этом налоговому органу на момент выставления оспариваемого требования была известна конкретная сделка, заключенная 20.06.2017 между обществом и ИП.
Нормы НК РФ не предоставляют налоговым органам право истребовать у налогоплательщиков и их контрагентов документы и информацию в рамках предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности в отсутствие оснований, установленных пунктами 1, 2 ст. 93.1 НК РФ.
(постановление АС Центрального округа от 15.12.2021 по делу № А08-10169/2020 ООО "Рекаст")ОЦЕНКА TAXOLOGYОжидаемый и значимый судебный акт (причем на уровне кассационной инстанции) по одному из самых актуальных на сегодняшний день спорных вопросов в сфере налогового контроля — вправе ли налоговый органа под прикрытием п. 2 ст. 93.1 НК РФ запрашивать у налогоплательщика фактически неограниченный круг сведений о деятельности контрагента (да и самого налогоплательщика тоже). Об одном из таких дел (№
А40-105384/2021) мы уже недавно рассказывали
в TaxDigest № 203 (оно пока рассматривается в пользу налогоплательщика и уже прошло стадию апелляции), и остается рассчитывать на то, что такая практика в дальнейшем будет набирать обороты.
Налогоплательщик, предоставивший на своей территории налоговому органу истребуемые документы, не вправе препятствовать их выносу за ее пределыВ рамках выездной проверки налоговый орган истребовал у налогоплательщика необходимые документы. Налогоплательщик, в свою очередь, сообщил о том, что все истребуемые документы по требованиям в виде заверенных копий находятся на его территории в специально выделенном для проведения выездной налоговой проверки помещении и будут выданы налоговому органу по его прибытии для проведения мероприятий налогового контроля.
Однако, когда сотрудники налогового органа попытались забрать копии документов с собой, то налогоплательщик отказал им в возможности вынести копии документов со своей территории, что было зафиксировано в акте. В итоге налогоплательщик был оштрафован на 5 000 рублей.
Налогоплательщик оспорил этот штраф. По его мнению, ст. 93 НК РФ не обязывает налогоплательщика представлять документы, истребуемые в рамках выездной налоговой проверки, по месту нахождения налогового органа. Все проводимые в рамках налоговой проверки мероприятия должны производиться налоговым органом на территории налогоплательщика, в том числе ознакомление с истребованными инспекцией документами.
Суд не согласился с позицией налогоплательщика и рассмотрел спор в пользу налогового органа, отметив следующее.
Ст. 89 НК РФ не содержит запрета налоговому органу осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика и анализировать копии документов, которые были истребованы в рамках налоговой проверки в налоговом органе.
Налогоплательщик ошибочно полагает, что статья 93 НК РФ с учетом статьи 89 НК РФ предусматривает обязанность обеспечить передачу документов в рамках выездной налоговой проверки по месту ее проведения (по месту нахождения налогоплательщика), поскольку в пункте 2 статьи 93 НК РФ прямо указано, что истребуемые документы представляются в налоговый орган, а также установлены способы их представления.
Таким образом, вопреки доводам налогоплательщика обязанность по представлению, истребуемых в рамках налоговой проверки, копий документов в налоговый орган им не исполнена.
(решение АС г. Москвы от 27.12.2021 по делу № А40-232549/2021 ПАО "Страховая акцтонерная компания "ЭНЕРГОГАРАНТ")Участие в выездной проверке сотрудников налоговых органов, находившихся в подчинении у руководителей, в отношении которых вынесен приговор по уголовному делу, само по себе не нарушает интересы налогоплательщикаНалогоплательщик обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия ФНС России в непередаче проведения выездной налоговой проверки в налоговый орган Центрального федерального округа или иного округа, кроме Северо-Западного.
Причиной обращения в суд стало то, что по факту преступных действий в отношении налогоплательщика утверждены обвинительные заключения и назначена мера уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении бывшего руководителя УФНС, заместителя руководителя ИФНС, начальника отдела контроля налоговых органов УФНС. В период совершения преступных действий указанными лицами в непосредственном подчинении руководителя УФНС находились лица, которые в настоящее время продолжают работу в налоговых органах региона, где находится налогоплательщик.
При этом руководителем группы по выездной налоговой проверке назначено должностное лицо, являющееся руководителем группы по предыдущей проверке, в ходе которой были неправомерно доначислены налоги, пени, штрафы. Должностные лица УФНС и ИФНС, злоупотребившие служебным положением и полномочиями, ставшие участниками уголовного судопроизводства, не могут проводить проверку и руководить ее проведением прямо или косвенно, поскольку их личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ими должностных обязанностей. Таким образом, проведение выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика допустимо только налоговым органом другой территориальной юрисдикции.
Суд не согласился с позицией налогоплательщика и рассмотрел спор в пользу налогового органа, отметив следующее.
Во-первых, включение в состав проверяющих должностных лиц ИФНС, ранее проводивших выездную налоговую проверку, в ходе которой были совершены преступные действия, создает угрозу гарантиям надлежащего, объективного и беспристрастного исполнения должностными лицами своих обязанностей, носят предположительный характер и не могут являться основанием для отмены решения ИФНС о проведении выездной налоговой проверки и передачи полномочий по проведению выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика налоговому органу, не подведомственному УФНС.
Во-вторых, решение о проведении выездной налоговой проверки, вынесенное должностными лицами ИФНС в рамках предоставленных НК РФ полномочий, не может нарушать права и законные интересы налогоплательщика. Положениями НК РФ предусмотрен механизм защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, в том числе в ходе выездных налоговых проверок, посредством обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или суд. Проведение выездной налоговой проверки лицами, указанными в решении о проведении проверки, не исключает право налогоплательщика на дальнейшее обжалование решения ИФНС, принятого по результатам налоговой проверки, а также действий должностных лиц, совершаемых при проведении мероприятий налогового контроля, в административном или судебном порядке.
(решение АС г. Москвы от 17.12.2021 по делу № А40-172028/2021 ООО "КТА.ЛЕС")