Суд признал, что допущенная налоговым органом ошибка в указании предмета выездной проверки носит лишь технический характер и не является основанием для признания решения о назначении проверки недействительным 31.12.2020 налоговый орган вынес решение о проведении выездной проверки в связи с представлением налогоплательщиком 29.09.2020 уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 год с отраженной в ней к уплате суммы налога в меньшем от заявленного ранее. Однако предметом проверки в пункте 2 решения указан «по всем налогам, сборам, страховым взносам», периодом проверки – с 01.01.2017 по 31.12.2017. решение направлено налогоплательщику по ТКС 11.01.2021.
13.01.2021 налогоплательщику вновь направлено решение налогового органа от 31.12.2020 о проведении выездной проверки с указанием периода с 01.01.2017 по 31.12.2017 и внесенными изменениями о предмете проверки («налог на прибыль»). Решение направлено факсимильной связью 13.01.2021.
В такой ситуации налогоплательщик посчитал, что решение о проведении проверки от 13.01.2021 принято за пределами трехлетнего срока глубины проверки, в связи с чем это решение является недействительным.
Суды не согласились с позицией налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, отметив следующие обстоятельства.
По словам налогового органа, при формировании первой редакции решения о проведении повторной выездной налоговой проверки с помощью ПК АИС «Налог-3» произошел сбой в работе программы, поэтому при формировании документа отсутствовала возможность выбрать категорию «тематическая проверка» и выбрать далее соответствующий данной проверке налог на прибыль. Поскольку первый текст решения формировался 31.12.2020 (в предпраздничный день), возможность оперативного исправления названного сбоя в работе программного комплекса отсутствовала.
Суд отметил, что налоговое законодательство не запрещает налоговым органам
вносить изменения и исправлять технические ошибки и опечатки в решении о проведении выездной налоговой проверки. Отсутствие в действующем законодательстве прямого указания на возможность налогового органа исправить допущенную ошибку или опечатку в решении о проведении налоговой проверки, равно как и установленной формы решения об исправлении технической ошибки (опечатки) не свидетельствуют о неправомерном поведении инспекции по отношению к обществу.
Кроме того, налогоплательщик не ограничен каким-либо сроком в праве подачи уточненной налоговой декларации, и, согласно абзацу третьему п. 4 ст. 89 НК РФ, в случае ее представления в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (в части внесенных уточнений). Данное правило исключает применение трехлетнего ограничения на глубину проведения выездной проверки, установленного в силу абзаца второго п. 4 ст. 89 НК РФ.
(постановление АС Северо-Кавказского округа от 12.10.2021 по делу № А15-824/2021АО "Концерн Кизлярский электромеханический завод") Суд признал незаконным истребование налоговым органом со ссылкой на п. 2 ст.93.1 НК у налогоплательщика документов вне рамок налоговой проверки Налоговый орган направил налогоплательщику со ссылкой на п. 2 ст.93.1 НК требования о предоставлении документов. Как следует из содержания требований, налоговый орган запрашивал по определенным контрагентам за период с 01.01.2017 по 31.12.2019: реквизиты
договоров, сами договоры, счета-фактуры, товарные накладные, товарно-
транспортные накладные, акты приема-передачи товаров (выполненных работ,
оказанных услуг), карточки бухгалтерских счетов (60, 62, 76, 20, 26, 41, 42, 43, 44, 66, 91, 90), оборотно-сальдовые ведомости.
Налогоплательщик в своем ответе указывал на
незаконность требований, как противоречащих положениям п. 2 ст. 93.1 НК
РФ. Запрос такого количества документов, и к тому же за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, по его мнению, может проводиться исключительно в рамках выездной налоговой проверки.
Поскольку налогоплательщик не представил документы, налоговый орган привлек его к ответственности по п. 2 ст. 126 НК. Суд признал привлечение к ответственности незаконным, указав следующее.
П. 2 ст. 93.1 НК не предусматривает возможность истребования документов у
самого налогоплательщика, а направлена на получение информации о
налогоплательщике и о его сделках у контрагентов или иных лиц, у которых такие документы (информация) могут находиться. Данная позиция подтверждается разной направленностью статей Налогового кодекса РФ - 93 и 93.1.
Смысл п. 2 ст. 93.1 НК РФ заключается в предоставлении налоговым органам правомочий не только в процессе контрольных мероприятий, но и за их рамками (по сути, за рамками контрагентов налогоплательщика), истребовать документы по «цепочке сделок», а не у налогоплательщика, который состоит у них на учете. Иное понимание вышеназванной нормы приводит к незаконному обходу со стороны налоговых органов запрета на истребование документов в рамках камеральной налоговой проверки (пункт 7 статьи 88 НК РФ), на истребование документов в процессе приостановления выездной налоговой проверки (пункт 9 статьи 89 НК РФ), на истребование документов по окончании выездной налоговой проверки (статья 93 НК РФ).
Иное понимание п. 2 ст. 93.1 НК РФ приводит к возможности постоянного и принудительного мониторинга деятельности налогоплательщика, которая расходится с целью законодателя. В статье 105.26 НК РФ законодатель указал на добровольный характер налогового мониторинга.
Налоговый орган, не приводя каких-либо обоснований для истребования
документов, указывает в Требовании: «вне рамок налоговой проверки», хотя такого мероприятия налогового контроля не существует. Выставление налогоплательщику Требования фактически означает проведение «предпроверочного анализа». На это указывает и большой объем запрашиваемых документов - за три года. Однако, такого мероприятия налогового контроля в НК РФ нет, и ссылки на него в требовании тоже не может быть.
(решение АС г. Москвы от 14.10.2021 по делу № А40-105384/2021 ООО "СТРОЙРЕСУРС")