Отсутствие в штате организации иных сотрудников помимо директора не освобождает ее от обязанности по созданию инвентаризационной комиссии при списании непригодной продукции По итогам камеральной проверки налоговый орган выявил неправомерное отражение налогоплательщиком в налоговой декларации по налогу на прибыль суммы внереализационных расходов в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт наличия ТМЦ, их непригодность и утилизацию.
Налогоплательщик в ходе налоговой проверки представил акт о списании товаров по форме ТОРГ № 16. Однако указанный акт не принят в качестве допустимого доказательства, поскольку не подтверждает действительное списание спорного товара в связи с отсутствием подписей членов инвентаризационной комиссии.
Налогоплательщик в качестве возражений указывал на то, что его среднесписочная численность состоит из одного сотрудника - руководителя, он же является материально ответственным лицом. В связи с этим у него нет объективной возможности для создания инвентаризационной комиссии, отсутствуют иные сотрудники, кроме единоличного исполнительного органа – руководителя. Отсутствуют материальные возможности для привлечения третьих лиц с целью создания инвентаризационной комиссии.
Суд не согласился с доводами налогоплательщика и рассмотрел спор в пользу налогового органа, отметив следующее.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформление ее результатов установлен Методическими указаниями (МУ) по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Согласно п. 2.2 МУ для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Из п. 2.8 МУ следует, что материально ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят, но обязаны присутствовать при проверке фактического наличия имущества.
В нарушение требований пункта 2.8 МУ руководитель налогоплательщика включен в состав инвентаризационной комиссии. Представленный им акт о списании подписан единственным лицом, а не комиссией, как предусмотрено нормативными положениями.
Положения МУ не запрещают включать в состав инвентаризационной комиссии представителей сторонних организаций и не содержат специальной оговорки о том, что члены инвентаризационной комиссии должны состоять с организацией в трудовых отношениях (быть работниками организации). Доказательств того, что налогоплательщик обращался к организациям-производителям данных товаров или иным экспертным организациям с просьбой провести проверку потребительских свойств списанных материалов (п. 125 МУ), не представлено.
Отсутствие в штате иных работников, кроме руководителя, не освобождает должностное лицо организации от обязанности проводить инвентаризацию в соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
(постановление 16 ААС от 29.01.2021 по делу № А63-9165/2020 ООО "Стройцентр на Скачках") Суд признал неправомерным уменьшение налога на прибыль на сумму не только самого налога на имущество, но и льготы по нему, предусмотренной региональным законом Региональным законом о налоге на имущество организаций было предусмотрено уменьшение суммы этого налога на сумму фактически перечисленных в налоговом периоде средств на финансовую поддержку футбольных клубов региона.
В проверяемом периоде налогоплательщик перечислил на поддержку одного из футбольных клубов 46 100 000 руб., при этом сумма налога на имущество, задекларированная к уплате в бюджет, составила 48 788 836 руб. Далее при исчислении налога на прибыль налогоплательщик уменьшил сумму этого налога сразу на обе указанные суммы, т.е. на 94 888 836 руб.
Налоговый орган не согласился с уменьшением налоговой базы по налогу на прибыль в части вышеназванных 46 100 000 руб., так как это не соответствует положениям подп. 1 п. 1 ст. 264 НК, поскольку входящая в расчет суммы налога в этом размере (исходя из налоговой базы и ставки налога) спорная сумма (в размере 46 100 000 рублей) не является налогом, подлежащим уплате в соответствующий бюджет, а является суммой льготы по налогу на имущество, предусмотренной региональным законом. На спорную сумму (46 100 000 руб.) не уплачивался в бюджет налог на имущество. Данная сумма перечислена платежными поручениями футбольному клубу. Кроме того, оснований считать, что перечисление денежных средств клубу было связано с экономической деятельностью налогоплательщика, не имеется. Таким образом, перечисление спорной суммы 46 100 000 рублей также не соответствует требованию п. 1 ст. 252 НК о возможности признания расходами затрат, произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Суд первой инстанции не согласился с позицией налогового органа и рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, исходя из того, что: 1) для налогоплательщика отсутствует разница в экономической природе и содержании уплаты суммы налога на имущество организаций в бюджет публично-правового образования и перечислении финансовой поддержки в адрес организации, указанной таким публично-правовым образованием; 2) в спорной ситуации нет признаков пожертвования (в т.ч. безвозмездность). Налогоплательщик не освобождается от уплаты суммы начисленного налога на имущество организаций, также не уменьшается сумма начисленного налога на имущество, вся сумма начисленного налога подлежит обязательному изъятию в той или иной форме.
Суд апелляционной инстанции отменил решение первой инстанции, удовлетворив жалобу налогового органа. Он отметил, что правовое значение для возможности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль имеют не только нормы законодательства субъекта РФ в отношении налога на имущество и льгот по налогу на имущество, а нормы НК, регламентирующие учет расходов по налогу на прибыль. Финансовая поддержка не является обязательной, перечисляется не в бюджет и не является налогом. Кроме того, оснований считать, что перечисление денежных средств клубу было связано с экономической деятельностью налогоплательщика, не имеется. Таким образом, перечисление спорной суммы также не соответствует требованию п. 1 ст. 252 НК РФ.
(постановление 2 ААС от 23.12.2020 по делу № А82-23426/2019 АО "Ярославльводоканал") ОЦЕНКА TAXOLOGY Об аналогичном деле с участием этого же налогоплательщика после его рассмотрения в первой инстанции (
№ А82-23428/2019) мы уже рассказывали в одном из предыдущих выпусков дайджеста (
TaxDigest № 162), но сейчас возвращаемся к этой фабуле снова, поскольку после первой инстанции появились вполне весомые предположения о том, что либеральный (а в чем-то даже и поверхностный) подход первой инстанции вряд ли устоит в апелляции. Именно так в итоге и произошло, апелляция предпочла более формальный подход, не разделяя позицию о том, что налогоплательщику, образно говоря, «всё равно», каким образом будет происходить перемещение денежных средств из его бюджета в бюджет клуба. Первостепенное значение имеет именно порядок исчисления налога, предусмотренный НК РФ. Точка в этом деле еще не поставлена, налогоплательщик подал кассационную жалобу на апелляционное постановление, но представляется, что шансы на ее удовлетворение не столь высоки.