Суд признал правомерным уменьшение налога на прибыль на всю сумму финансовой поддержки футбольного клуба, подлежащей учету в соответствии с региональным законом только при исчислении налога на имущество Региональным законом о налоге на имущество организаций было предусмотрено уменьшение суммы этого налога на на сумму фактически перечисленных в налоговом (отчетном) периоде средств на финансовую поддержку футбольных клубов региона, участвующих в первенствах России по футболу различных уровней.
В проверяемом периоде налогоплательщик перечислил на поддержку одного из футбольных клубов 19 000 000 руб., при этом сумма налога на имущество, изначально подлежащая уплате в бюджет составила 3 897 447руб. Далее при исчислении налога на прибыль налогоплательщик уменьшил сумму этого налога сразу на обе указанные суммы, т.е. на 22 897 447 руб.
Налоговый орган не согласился с уменьшением налоговой базы по налогу на прибыль на вышеуказанные 19 млн.руб. Данная льгота региональным законодателем предусмотрена именно для налога на имущество и не может распространяться на правоотношения по исчислению и уплате налога на прибыль, не может предоставлять какие-либо преимущества при исчислении налога на прибыль, поскольку уменьшение налога на прибыль возможно лишь на суммы налога на имущество, поступившего в соответствующую бюджетную систему РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК). Перечисленные налогоплательщиком в адрес футбольного клуба денежные средства не являются налогом на имущество организаций, а их уплату нельзя расценивать как способ уплаты налога. Деятельность налогоплательщика является благотворительной безвозмездной передачей денежных средств, между тем, в силу п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей.
Налогоплательщик представил возражения на акт проверки, в которых указал, что норма регионального закона о применении льготы построена таким образом, что налогоплательщик не освобождается от уплаты суммы начисленного налога на имущество, он вправе лишь выбрать форму платежа: либо в виде налога на имущество, либо в виде платежа в счет начисленного налога на имущество на финансирование целевой программы поддержки футбольных клубов. Налог на имущество начислен полностью, платеж произведен в соответствии с законодательством, направлен на финансирование целевой программы.
Он также указал, что спорная региональная норма по существу ликвидирует промежуточное звено в виде бюджета в движении денежных средств (финансовой поддержки) в адрес футбольных клубов. Для налогоплательщиков нет разницы в экономической природе и содержании уплаты суммы налога на имущество организаций в бюджет публично-правового образования и перечислении финансовой поддержки (напрямую, минуя бюджет) в адрес организации, указанной таким публично-правовым образованием. Как указал КС РФ в постановлениях от 22 июня 2009г. № 10-П, от 25 декабря 2012г. № 33-П, от 21 декабря 2018г. № 47-П, одинаковые экономические результаты деятельности должны влечь одинаковые налоговые последствия.
Суд рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, согласившись с его вышеприведенными и другими доводами и отразив в судебном акте, что спорный платеж был произведен налогоплательщиком как способ уплаты налога на имущество организаций в региональный бюджет со всеми вытекающими правовыми последствиями в целях налогообложения.
(решение АС Ярославской области от 14.08.2020 по делу № А82-23428/2019 ОАО "Ярославльводоканал") Суд признал, что уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму доначисленного НДФЛ неправомерно По итогам выездной проверки налоговый орган среди прочего установил неправомерное неудержание и неперечисление налогоплательщиком в качестве налогового агента суммы НДФЛ из-за претензий к авансовым отчетам директора, взаимодействовавшего с «проблемными» контрагентами.
Налогоплательщик считал, что спорная сумма, на которую начислен НДФЛ, отнесена к вознаграждению директора, поэтому эта сумма должна быть отнесена к расходам. Но никаких доказательств в обоснование этого вывода он в суде не представил, и суды первой и апелляционной инстанции с данным выводом не согласились.
Кассационная же инстанция пришла к выводу о том, что сама сумма НДФЛ, доначисленная в ходе выездной проверки, должна быть учтена в расходах. Здесь суд отметил, что по смыслу ст. 89 НК налоговый орган, завершив выездную налоговую проверку, должен обладать всей полнотой информации о налоговых последствиях финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, осуществленной в проверенном периоде (включая сведения о доходах и расходах по соответствующим налогам).
Следовательно, доначислив по результатам выездной налоговой проверки НДФЛ (по авансовым отчетам директора), налоговый орган в силу положений подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК был обязан уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму доначисленного НДФЛ, учитывая, что налог на прибыль организаций входил в предмет выездной налоговой проверки (постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 17152/09, определение ВС РФ от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138).
В связи с этим кассация направила дело на новое рассмотрение в первую инстанцию, указав, что при новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, установить сумму налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, его реальные налоговые обязательства.
Несмотря на это, суд первой инстанции все равно отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, указав, что вышеназванные судебные акты ВАС РФ и ВАС РФ, касались уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на суммы ЕСН и НДПИ, т.е. на суммы налогов, подлежащих уплате самим налогоплательщиком-организацией. В данном же случае речь идет об НДФЛ, налогоплательщиком по которому является физическое лицо, а организация является лишь налоговым агентом.
В силу прямого указания подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ применяется налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль и не может применяться налоговым агентом.
(решение АС Республики Татарстан от 04.08.2020 по делу № А65-7109/2019 ООО АТХ "ДизельТранс") ОЦЕНКА TAXOLOGY В данном случае обращает на себя внимание в первую очередь то, что суд первой инстанции при новом рассмотрении дела не стал чисто механически выполнять указания кассации по учету позиций ВАС и ВС, а решил продемонстрировать собственное критическое мышление, отклонив предложенные вышестоящей инстанцией ссылки на судебные акты, которые, по ее мнению, должны были быть учтены при вынесении решения по делу. По невыясненной причине кассационный суд не счел нужным дополнительно пояснять, почему указанные им судебные акты применимы и к ситуации с учетом доначисленного НДФЛ в расходах. В итоге такая лаконичность судебного акта третьей инстанции привела к тому, что спор между налоговым органом и налогоплательщиком по сути плавно трансформировался в спор между двумя уровнями судов, точка в котором, по всей видимости, еще не поставлена. При этом по существу спора следует согласиться с тем, что механистический перенос доначисленного НДФЛ в состав расходов вряд ли допустим: НДФЛ представляет собой находящуюся «внутри» часть вознаграждения физического лица. В данном случае получается, что налоговый агент сам своевременно не удержал сумму доначисленного ему налога, но от этого размер начисленного вознаграждения физического лица, которое в целом и формирует расходы у источника выплаты, действительно не изменился, если стороны соглашением не предусмотрели иное.
Сумма прощенного материнской компанией долга не подпадает под действие подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ Между налогоплательщиком и его единственным акционером (материнской компанией) в рамках дела о банкротстве было заключено мировое соглашение, на основании которого этот акционер частично простил налогоплательщику сумму долга.
По мнению налогоплательщика, указанная сумма прощенного долга не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль в доходах, поскольку является имуществом, безвозмездно полученным от материнской компании (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Налоговый орган в свою очередь исходил из того, что признанная прощенным долгом сумма, является внереализационным доходом на основании п. 18 ст. 250 НК РФ, соответственно, налогоплательщиком неправомерно применена льгота, предусмотренная подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Суд рассмотрел спор в пользу налогового органа, исходя из того, что в подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ речь идет о передаче имущества, а не имущественных прав.
В силу п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Если в конкретных статьях части 2 НК РФ, регулирующих налогообложение операций, связанных с имуществом, нет специальной оговорки относительно имущественных прав, то на последние действие указанных статей не распространяется. Поскольку положения подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ не содержат такой специальной оговорки, к рассматриваемой ситуации данная норма неприменима, так как относится только к передаче имущества, но не имущественных прав.
При этом отсутствовало в данном случае и волеизъявление акционера по пополнению (вложению) в имущество получающей стороны.
Не было и самой передачи денежных средств. Между тем согласно правовой позиции, отраженной в
Определении ВАС РФ от 21.03.2014 № ВАС-2494/14 по делу №
А32-21786/2011, прощение долга по займам не может рассматриваться в качестве безвозмездно полученного имущества по причине отсутствия факта передачи денежных средств.
Кроме того, акционер отразил спорную сумму прощенного долга в расходах. Фактически организации, совершая данные операции, вывели налогооблагаемую базу из под налогообложения: со стороны налогоплательщика - посредством невключения суммы прощенного долга в доход как безвозмездно полученного от материнской компании имущества; со стороны акционера - посредством учета суммы «скидки с долга» по мировому соглашению во внереализационных расходах, квалифицированной как «скидка с долга» на возмездной основе.
(решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2020 по делу № А56-19937/2020 АО "МЗ "Петросталь")