Суд признал, что произведенный в рамках выездной проверки налогоплательщика осмотр территорий и помещений его контрагентов не способен нарушать интересы самого налогоплательщика В рамках выездной проверки налогоплательщика налоговый орган провел осмотры территорий, складских, производственных помещений, станков, оборудования его контрагентов.
Налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании незаконными действий по осмотру помещений территории, помещений, документов, предметов в отношении налогоплательщиков, по которым не проводилась выездная налоговая проверка и оформленных в виде протоколов осмотра.
Налоговый орган в качестве возражения пояснил, что оспариваемые действия и протоколы осмотра соответствуют НК РФ, указание на проводимые осмотры по результатам контрольных мероприятий в акте проверки не нарушает прав налогоплательщика, решение по результатам проверки на дату судебного заседания не принято. Кроме того, у налогоплательщика отсутствует право на обращение в суд, поскольку оспариваемые действия осуществлены и протоколы составлены в отношении иных юридических лиц.
Суд первой инстанции признал незаконным проведение осмотра, указав следющее.
При проведении выездной или камеральной налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика допускается осмотр тех территорий и помещений, которые используются таким лицом для извлечения дохода (прибыли), либо связаны с содержанием объектов налогообложения. В рассматриваемом случае налоговым органом не обосновано и не доказано, что территория и имущество контрагентов использовались проверяемым налогоплательщиком в своей хозяйственной деятельности в проверяемом периоде.
Не может быть дано расширительное толкование п. 1 ст. 92 НК на основании пункта 2 этой же статьи, который, в свою очередь, регулирует только отношения, связанные с осмотром документов и предметов, в том числе при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра, и не определяет случаи, порядок и основания осмотра территорий и помещений, то есть иных объектов обследования.
Суд апелляционной инстанции отменил решение первой инстанции, удовлетворив жалобу налогового органа, исходя из того, что обжалуемые действия налогового органа не повлекли нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.
В рассматриваемом случае осмотр проводился в отношении контрагентов налогоплательщика. Проведение осмотров и составление протоколов не повлекло для него негативных последствий. Доказательств того, что в связи с проведенными осмотрами на налогоплательщика налоговым органом были возложены какие-либо дополнительные обязанности, либо налогоплательщик был лишен каких-то прав, или в отношении него были применены ограничения, материалы дела не содержат.
Не установив предусмотренной ст.ст. 198, 201 АПК РФ совокупности условий, необходимой для признания незаконными оспариваемых действий инспекции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
(постановление 19 ААС от 13.10.2020 по делу № А36-540/2020 ООО "Элитпласт") ОЦЕНКА TAXOLOGY Данное дело уже было в центре нашего внимания после его рассмотрения в первой инстанции (
TaxDigest № 155). Тогда при оценке неслучайно мы обращали внимание на то, что суд не делает различий между ситуациями, когда заявителем по делу является третье лицо (по отношению к проверяемому налогоплательщику), и когда им является сам налогоплательщик. Было ожидаемо, что судами различных инстанций он может быть воспринят по-разному, привести к разногласиям между ними. В итоге именно так и случилось, апелляция отменила решение первой инстанции, а причиной этого стало именно то (как указано в апелляционном постановлении), что нет доказательств того, что «на налогоплательщика налоговым органом были возложены какие-либо дополнительные обязанности, либо налогоплательщик был лишен каких-то прав».