Произведенный в рамках выездной проверки налогоплательщика осмотр территорий и помещений его контрагентов признан незаконным В рамках выездной проверки налогоплательщика налоговый орган провел осмотры территорий, складских, производственных помещений, станков, оборудования его контрагентов.
Налогоплательщик обратился в суд с требованиями: 1) о признании незаконными протоколов осмотра; 2) о признании незаконными самих действий по осмотру помещений территории, помещений, документов, предметов в отношении налогоплательщиков, по которым не проводилась выездная налоговая проверка иоформленных в виде протоколов осмотра.
Налоговый орган в качестве возражения пояснил, что оспариваемые действия и протоколы осмотра соответствуют НК РФ, указание на проводимые осмотры по результатам контрольных мероприятий в акте проверки не нарушает прав налогоплательщика, решение по результатам проверки на дату судебного заседания не принято. Кроме того, у налогоплательщика отсутствует право на обращение в суд, поскольку оспариваемые действия осуществлены и протоколы составлены в отношении иных юридических лиц.
Суд прекратил производство в части признании незаконными протоколов осмотра, указав в отдельном определении, что они не содержат каких-либо предписаний, не изменяют и не отменяют прав заявителя, не возлагают на него каких-либо обязанностей, сами по себе не создают иных препятствий для осуществления предпринимательской деятельности, а являются документами, фиксирующими процесс осуществления осмотра и результаты проверки в рамках проводимой проверки.
Сами же действия по проведению осмотра суд признал незаконными, указав следющее.
При проведении выездной или камеральной налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика допускается осмотр тех территорий и помещений, которые используются таким лицом для извлечения дохода (прибыли) либо связаны с содержанием объектов налогообложения. В рассматриваемом случае налоговым органом не обосновано и не доказано, что территория и имущество контрагентов использовались проверяемым налогоплательщиком в своей хозяйственной деятельностив проверяемом периоде.
Не может быть дано расширительное толкование п. 1 ст. 92 НК на основании пункта 2 этой же статьи, который, в свою очередь, регулирует только отношения, связанные с осмотром документов и предметов, в том числе при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра, и не определяет случаи, порядок и основания осмотра территорий и помещений, то есть иных объектов обследования.
Сам факт невынесения решения по результатам проверки налоговым органом до настоящего времени, на что ссылается последний, не может являться обоснованием того, что права и законные интересы налогоплательщика не нарушены. Налоговый орган не доказал, что в дальнейшем произведённый осмотр не создаст препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности для налогоплательщика. По вышеизложенным основаниям суд также отклоняет довод налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на оспаривание действий сотрудников налогового органа в суде.
(решение АС Липецкой области от 27.05.2020 по делу № А36-540/2020 ООО "Элитпласт") ОЦЕНКА TAXOLOGY Фабула дела отчасти напоминает ту ситуацию, которая в итоге в свое время привела к появлению
решения ВС РФ от 10.06.2019 № АКПИ19-296. ВС РФ тогда ограничил право налоговых органов проводить осмотр помещений и территорий контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения. Впоследствии эта позиция ВС была успешно использована налогоплательщиком, в частности, в деле №
А69-3241/2018 (
TaxDigest № 136).
Однако сейчас (в рассматриваемом деле) обнаружился новый процессуальный момент. Заявителем является не контрагент проверяемого налогоплательщика, территории и помещения которого подвергаются осмотру, а сам проверяемый налогоплательщик, стремящийся сократить доказательственную базу налогового органа за счет исключения из нее результатов осмотра помещений и территорий третьих лиц. Определение надлежащего субъекта оспаривания такого осмотра становится центральным моментом в споре и суд фактически дает понять, что здесь таких субъектов потенциально может быть двое (как третье лицо – собственник осматриваемых территорий и помещений, так и проверяемый налогоплательщик), по всей видимости, основываясь, в том числе, на том, что несоблюдение налоговым органом вышеприведенной позиции ВС происходит здесь в любом случае (хотя при этом характер нарушаемых прав и интересов у каждого из указанных субъектов различный).
Суд признал, что при реконструкции налоговых обязательств в связи с выявлением схемы дробления бизнеса срок на возврат переплаты налогоплательщиком исчисляется с акта выездной проверки третьего лица В ходе налоговой проверки третьего лица налоговый орган установил, что налогоплательщик, применявший УСН и уплачивавший единый налог по этой системе, самостоятельно свою деятельность не осуществлял. Эту деятельность осуществляло указанное третье лицо. Налогоплательщик и третье лицо совершили умышленные действия, направленныена создание "схемы дробления бизнеса", в целях сохранения за последним права для применения специального налогового режима.
Третье лицо согласилось с результатами выездной проверки и уплатило суммы доначисленных платежей. В связи с этим после завершения указанной выездной налоговой проверки в отношении третьего лица, налогоплательщик представил уточненные налоговые декларации по УСН за 5 лет (с 2014 по 2018 гг.), в которых отразил уменьшение дохода и сумм налога к уплате.
14.10.2019 налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога по уточненным налоговым декларациям по УСН. Налоговый орган отказал в возврате налога за 2014, 2015 гг. в связи с истечением 3-летнего срока.
Налогоплательщик ссылался на то, что о названных переплатах ему стало известно из решения налогового органа по итогам проверки третьего лица от 07.10.2019, в котором содержится вывод об том, что с момента учреждения вся хозяйственная деятельность налогоплательщика (в том числе составление, подписание деклараций и платежных документов за 2014, 2015 годы и фактическая уплата налога по УСН) и распоряжение денежными средствами от лица налогоплательщика осуществлялись работниками третьего лица.
Налоговый орган настаивал на том, что налогоплательщиком пропущен срок обращения в суд для возврата переплаты, который необходимо исчислять с момента уплаты налогов, поскольку на момент уплаты налогов налогоплательщик знал, что фактически деятельность им не осуществляется.
Суд рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, исходя из того, что в качестве одного из обязательных условий для признания организации плательщиком УСН НК РФ называет фактическое осуществление деятельности, подпадающей под специальный налоговый режим, а не формальная регистрация налогоплательщика в качестве плательщика УСН. Он сослался на позицию КС РФ о том, что что двойное налогообложение одного и того же экономического объекта нарушает принципы равного, справедливого и соразмерного налогообложения.
При этом срок исковой давности следует исчислять с даты составления акта налоговой проверки третьего лица –14.08.2019. Ранее указанной даты налогоплательщик не мог узнать о наличии у него этой переплаты, поскольку осуществлял предпринимательскую деятельность, подпадающую, по его мнению, под специальный режим налогообложения. Именно с этого момента он мог узнать о том, какие именно реальные налоговые обязательства определены для третьего лица от осуществления фактической предпринимательской деятельности и тот факт, что данные обязательства установлены без учета налогов, уплаченных налогоплательщиком.
(решение АС Республики Карелия от 22.05.2020 по делу № А26-2130/2020 ООО "Компания "Аврора")