Суд признал незаконным постановление налогового органа о проведении осмотра территорий и помещений непроверяемого налогоплательщика, а его контрагента В отношении контрагента налогоплательщика проводилась налоговая проверка. В связи с этим налоговый орган вынес постановление о проведении осмотра территорий и помещений налогоплательщика.
Налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании этого постановления незаконным. По его мнению, ст. 92 НК РФ не предусмотрено право налогового органа проводить осмотр территорий и помещений налогоплательщиков, в отношении которых не проводится выездная налоговая проверка.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, указав, что ст. 92 НК РФ не запрещает осмотр помещений и территорий иных налогоплательщиков (не тех, в отношении которых проводится налоговая проверка). Иное противоречило бы осуществлению налоговыми органами действенного и своевременного контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исполнения обязанности по уплате налогов и сборов налогоплательщиками. Кроме того, из анализа норм НК РФ следует, что формы налогового контроля не могут ограничиваться лишь рамками выездных и камеральных проверок. Осмотр помещений может являться одним из способов налогового контроля. К тому же осмотр в итоге так и не был произведен.
Суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с позицией первой инстанции, рассмотрев спор в пользу налогоплательщика. Они исходили из правовой позиции, выраженной в
Решении ВС РФ от 10.06.2019 № АКПИ19-296, согласно которой признан не действующим абзац 7 Письма ФНС России от 16.10.2015 № СД-4-3/18072 в той мере, в какой данный абзац в системе действующего правового регулирования допускает проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения.
Разъяснение ФНС России не соответствует действительному смыслу п. 1 ст. 92 НК РФ, который предусматривает проведение названного мероприятия налогового контроля исключительно в отношении проверяемого налогоплательщика. Не соответствующее НК РФ расширение круга лиц, в отношении которых может быть проведено отмеченное мероприятие налогового контроля, не может быть оправдано и указанием в абз. 7 спорного Письма ФНС России на цель мероприятия - сбор максимально полной доказательственной базы, направленной на установление наличия или отсутствия фактов получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Фактическое непроведение осмотра до настоящего времени не может являться обоснованием того, что права и законные интересы налогоплательщика не затрагиваются оспариваемым постановлением. Налоговый орган не доказал, что в дальнейшем обязанности, возлагаемые спорным постановлением, не создадут препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
(постановление АС Восточного-Сибирского округа от 15.11.2019 по делу № А69-3241/2018, ООО "Алгоритм") ОЦЕНКА TAXOLOGY Позитивный подход, ставший во многом результатом успешного оспаривания в этом году в ВС одного из разъяснений ФНС России, допускающего проведение без соблюдения каких-либо условий (вытекающих из содержания подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ) осмотра территорий и помещений не только самого налогоплательщика и его контрагента. Таким образом, оспаривание писем ФНС, обладающих нормативными свойствами, как и «во времена ВАС РФ», становится одним из способов защиты интересов налогоплательщиков от ограничения свободы их экономической деятельности. На момент рассмотрения данного дела в первой инстанции (в марте этого года) необходимого налогоплательщику решения ВС РФ еще не было. Особо стоит отметить, что постановление о проведении осмотра признано незаконным несмотря на то, что осмотр фактически проведен не был, т.е. по сути, потенциальная возможность его проведения (и связанное с этим состояние неопределенности для налогоплательщика) все равно признается достаточным нарушением прав и законных интересов заявителя по делу.
Неперечисленная налоговым агентом в бюджет сумма НДФЛ подпадает под понятие «недоимка» Региональным законом была предусмотрена налоговая льгота для отдельных категорий налогоплательщиков в виде освобождения от уплаты налога на имущество. Одним из условий применения льготы было отсутствие недоимки по налогам, подлежащим зачислению в региональный и местные бюджеты по состоянию на 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
Налогоплательщик применил эту льготу за 2015 год, но налоговый орган признал ее применение неправомерным, поскольку у налогоплательщика по состоянию на 01.04.2016 имелась задолженность по НДФЛ, удержанному, но не перечисленному в региональный и местные бюджеты.
Налогоплательщик в качестве возражений указал на то, что выявленная налоговым органом задолженность за 1 квартал 2016 года по перечислению НДФЛ, удержанного им как налоговым агентом с доходов физических лиц в 1 квартале 2016 года, не входит в объем понятия «недоимка», определенный в п. 2 ст. 11 НК РФ.
Кроме того, даже если рассматривать удержанный налоговым агентом НДФЛ, подпадающий под понятие «недоимка», то задолженность по перечислению налога за 1 квартал 2016 года не может считаться таковой, так как недоимка по налогу устанавливается по итогам налогового периода, а налоговым периодом по НДФЛ в силу ст. 216 НК РФ является год.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с позицией налогоплательщика, указав, что согласно ст. 11 НК РФ недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. При этом в соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств.
Поскольку НДФЛ не является платежом, взимаемым с такой организации в форме отчуждения принадлежащих ей на праве собственности денежных средств, он не может быть признан для нее обязательным платежом в смысле, придаваемом ему налоговым законодательством. Вследствие чего, задолженность предприятия по перечислению удержанного у налогоплательщиков НДФЛ, учитывая, что данное предприятие является налоговым агентом, не может быть квалифицирована как недоимка, понятие которой дано в ст. 11 НК РФ.
Суд кассационной инстанции не согласился с позицией нижестоящих судов и отменил их судебные акты в части данного эпизода, указав, что налоговое законодательство не содержит иного (чем в ст. 11 НК РФ) определения и толкования понятия «недоимка». Из изложенного следует, что правовая природа не перечисленного налогоплательщиком в бюджет НДФЛ должна быть определена исключительно как недоимка. Выводы судов об обратном основаны на неверном толковании норм НК РФ и регионального закона.
(постановление АС Волго-Вятского округа от 21.11.2019 по делу № А39-5635/2018, АО "Рузаевский завод химического машиностроения")