Признание налоговым органом права на льготу в ходе камеральной проверки может являться обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика при последующем признании невозможности применения этой льготы в ходе выездной проверки По итогам выездной проверки за 2015-2017 гг. налоговый орган признал неправомерным использование налогоплательщиком на основании п. 21 ст. 381 НК РФ льготы по налогу на имущество в отношении нежилого здания с высокой энергетической эффективностью. Решение налогового органа мотивировано тем, что в отношении нежилых зданий законодательно не предусмотрено определение класса энергетической эффективности. Соответственно, налогоплательщик на имеет права на льготу по налогу на имущество организаций. В связи с этим ему доначислен налог, пени и штраф.
Оспаривая решение о доначислении, налогоплательщик сослался, в частности, на то, что ранее при проведении камеральных проверок за 2015 и 2016 годы налоговый орган подтверждал право налогоплательщика на льготу по налогу на имущество организаций в отношении спорного здания.
Суд первой инстанции отклонил этот довод, указав, что из анализа ст.ст. 87 – 89 НК РФ, а также правовой позиции, содержащейся в пункте 1 определения Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 571-О, следует, что правила осуществления выездной налоговой проверки, предполагающие возможность пересмотра размера налоговой обязанности налогоплательщика за конкретных налоговый период по сравнению с ранее установленным ее размером в рамках камеральной налоговой проверки, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права налогоплательщиков.
Суды апелляционной и кассационной инстанций, соглашаясь с правомерностью доначисления недоимки и пени, тем не менее, признали, что в такой ситуации доначисление штрафа (привлечение к ответственности) является необоснованным.
Принимая во внимание, что неуплата налога на имущество явилась следствием признания налоговым органом права налогоплательщика на применение льготы при проведении камеральных проверок деклараций и принятия решений о возврате (зачете) признанных излишне уплаченными сумм налога на имущество за 2015 и 2016 годы, суды расценили данные обстоятельства в качестве исключающих вину налогоплательщика в допущенном нарушении.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, могут быть и иные обстоятельства, признанные судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Таким образом, в рамках указанной нормы закона суды вправе признать установленные ими иные обстоятельства в качестве исключающих вину налогоплательщика во вменяемых ему противоправных деяниях.
(постановление АС Северо-Западного округа от 24.09.2020 по делу № А56-129672/2019 ООО "Десна Московский") ОЦЕНКА TAXOLOGY Данное дело в очередной раз напоминает о действии принципа добросовестного налогового администрирования и его реализации в судебной практике. Проще говоря, налогоплательщик не должен нести бремя негативных последствий из-за тех или иных действий/бездействия налогового органа, включая изменение налоговым органом правовой позиции по тому или иному вопросу налогообложения. Норма подп. 4 п. 1 ст. 111 НК дает более широкие возможности для реализации этого принципа по сравнению, например, с подп. 3 п. 1 ст. 111 НК, ссылка на который не во всех случаях обеспечивает налогоплательщику в конечном итоге нужный результат (дело №
А56-152329/2018 по всё той же теме налоговой льготы по объектам с высокой энергетической эффективностью).
Напомним, что ранее в этом году подп. 4 п. 1 ст. 111 НК применялся судом, в частности, в деле №
А28-15549/2019, где он исходил из того, что что у налогоплательщика нет вины в совершении налогового правонарушения в текущем периоде, если в прошлых периодах у него были аналогичные нарушения и налоговый орган по итогам предыдущих проверок не мог не знать об этом (
TaxDigest № 152)
Приостановление выездной проверки в связи с принятием противоэпидемических мер признано законным В отношении налогоплательщика проводилась выездная проверка. Решением налогового органа от 24.03.2020 ее проведение приостановлено с 24.03.2020 на основании приказа ФНС России № ЕД-7-2/181@ от 20.03.2020, поручения Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина от 18.03.2020 № ММ-П36-1945.
Налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании незаконным решения о приостановлении проверки. При вынесении решения о приостановлении налоговый орган не учел требования п. 9 ст. 89 НК РФ, указав не предусмотренные законом основания приостановления выездной налоговой проверки, чем нарушено право налогоплательщика, предусмотренное пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ, на получение законного решения.
Кроме того, поручение Председателя Правительства РФ от 18.03.2020 г. № ММ-П36-1945 не является нормативным актом, поэтому не может создать для участников налоговых правоотношений прав и обязанностей. Приказ ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@ не проходил регистрацию в Министерстве юстиции.
Кроме того, незаконное, по мнению налогоплательщика, приостановление хода выездной налоговой проверки оттягивает наступление ее результатов, и, в случае привлечения к налоговой ответственности, влияет на размер пени, который увеличивается с каждым днем непринятия законного решения.
Суд не согласился с доводами налогоплательщика и отказал в признании решения о приостановлении проверки незаконным, отметив следующее.
Приказом ФНС России № ЕД-7-2/181@ от 20.03.2020 в целях минимизации рисков возникновения и распространения коронавирусной инфекции, в рамках поручения Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина от 18.03.2020 № ММ-П36-1945 территориальным налоговым органам временно, до особого распоряжения, было приказано приостановить до 1 мая 2020 года в отношении налогоплательщиков вынесение решений о проведении выездных налоговых проверок, а также их проведение, для чего в соответствии с п. 9 ст. 89 НК, вынести решения о приостановлении проведения проверки.
В соответствии с п.3 ст. 4 НК РФ Правительство РФ вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля. Пунктом 5 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты, указанные в п.п. 3 и 4 ст. 4 НК, могут предусматривать их применение к правоотношениям, возникшим с 01.01.2020.
Таким образом, указанными нормами признаны правомерными правовые акты Правительства РФ о приостановлении, отмене или переносе на более поздний срок мероприятий налогового контроля, принятые до внесения изменений в ст. 4 НК РФ. Подобное регулирование направлено на улучшение положения налогоплательщиков в условиях распространения короновирусной инфекции.
Довод налогоплательщика о том, что длительное проведение проверки делает для него невозможным принять решениео погашении задолженности по налогам, которая может возникнуть по результатам выездной налоговой проверки и влияет на размер пени, является необоснованным, так как возможное доначисление налогов и пени и их размер обусловлены не сроками проведения налоговой проверки, а неисполнением обязанности по исчислению и уплатеналогов в случае установления подобного обстоятельства.
(решение АС Ульяновской области от 16.09.2020 по делу № А72-7064/2020 ООО "Диамикс") Налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика уплаты процентов на сумму неосновательного обогащения, подлежащую возврату в бюджет В связи с признанием судом недействительными налоговых доначислений по итогам выездной проверки налоговый орган возвратил налогоплательщику сумму доначисленных НДС и налога на прибыль вместе с процентами.
Однако при последующем рассмотрении дела о законности указанных доначислений эти доначисления признаны законными. В связи с этим в адрес налогоплательщика налоговым органом было направлено письмо о возврате ранее выплаченных процентов как неосновательного обогащения в добровольном порядке.
Налогоплательщик не возвратил часть процентов, и налоговый орган обратился за их взысканием в суд в качестве неосновательного обогащения. При этом налоговый орган потребовал также начислить проценты на взыскиваемую сумму.
Суд признал правомерным взыскание с налогоплательщика процентов в качестве неосновательного обогащения, указав, что правовое регулирование не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и, соответственно, обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов. Получение налогоплательщиком денежных сумм из бюджета при отсутствии для этого законных оснований означало бы, по существу, неосновательное обогащение за счет бюджетных средств, приводило бы к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков.
В то же время суд отклонил требования налогового органа о начислении и выплате процентов на сумму неосновательного обогащения на основании положений п. 2 ст. 1107, 395 ГК РФ. Он отметил, что, как разъяснено в пункте 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 № 9-П, иные, помимо взыскания собственно суммы денежных средств, полученных в результате неправомерного обогащения, правовые последствия могут наступать для налогоплательщика лишь при подтверждении того, что неосновательное обогащение явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика, и только в рамках мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Между тем противоправных действий самого налогоплательщика при получении спорных сумм процентов судом не установлено.
Кроме того налоговый орган ходатайствует о взыскании процентов, начисленных на сумму неосновательного обогащения на основании ст. 395 ГК РФ, то есть о применении мер гражданско-правовой ответственности, в то время как Конституционный Суд РФ в постановлении от 24.03.2017 № 9-П указал только на возможность применения мер, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Каких либо правовых последствий излишней выплаты заявителю процентов на основании п.п. 2, 5 ст. 79 НК РФ налоговое законодательство не содержит.
(решение АС Челябинской области от 28.09.2020 по делу № А76-2849/2020 ООО "ТЕМП-Р.О.С.С.")