При применении налоговым органом пункта 2 статьи 54.1 НК РФ он должен установить реальный размер налоговых обязательств как по налогу на прибыль, так и по НДС По итогам выездной проверки налоговый орган отказал налогоплательщику в признании для целей налогообложения расходов и налоговых вычетов в связи с приобретением налогоплательщиком в 2014-2016 гг. продукции напрямую у заводов-производителей, без участия промежуточных поставщиков. Основанием для отказа в расходах и вычетах по указанным хозяйственным операциям послужил вывод налогового органа о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1. НК РФ.
При этом налоговый орган не оспаривал факт реального приобретения продукции, ее использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика, оплату за счет налогоплательщика заводам-изготовителям, наличие в бюджете источника возмещения НДС в части отпускной цены заводов-изготовителей.
В связи с этим, по мнению налогоплательщика, налоговый орган должен был определить налоговые последствия спорных хозяйственных операций так, как если бы товар приобретался налогоплательщиком у заводов-изготовителей без участия посредников. Однако налоговым органом в полном объеме не приняты расходы и налоговые вычеты по НДС, заявленные налогоплательщиком в связи с приобретением товара.
Налоговый орган в свою очередь исходил из того, что положения статьи 54.1 НК РФ, определяя конкретные условия, соблюдение которых обуславливает возможность воспользоваться правом на предъявление налоговых вычетов и учёт расходов, не содержит никаких указаний о допустимости реализации таких прав лишь в той или иной части. Нормы этой статьи также не содержат установлений, вменяющих в обязанность налогового органа проведение реконструкции налоговых обязательств путём определения прав и обязанностей налогоплательщиков, допустивших искажение действительного экономического смысла финансово-хозяйственных операций, расчётным путём.
Суд не согласился с позицией налогового органа и рассмотрел спор в пользу налогоплательщика (как в части налога на прибыль, так и НДС), отметив, что применение положений пункта 2 статьи 54.1 НК РФ необоснованно произведено в отрыве от основополагающих положений действующего налогового законодательства, а именно положений статьи 57 Конституции РФ, статьи 3 НК РФ, устанавливающих правило о том, что налог в обязательном порядке должен иметь экономическое основание и не может быть произвольным. Подход же, предложенный налоговым органом (полное непринятие затрат при исчислении налога на прибыльи отказ в вычетах по НДС), в ситуации, когда факты поступления товара налогоплательщику непосредственно от заводов-изготовителей и последующего использования товара в производственной деятельности в ходе проверки не опровергнуты, неизбежно влечет искажение реального размера налоговых обязательств.
Суд также учел позицию Верховного Суда РФ, изложенную в
Определении от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597 (см.
TaxAlert № 113), согласно которой отказ в праве на вычет "входящего" налога обуславливается фактом неисполнения обязанности по уплате НДС контрагентом налогоплательщика или (и) поставщиками предыдущих звеньев в той мере, в какой это указывает на отсутствие экономического источника вычета (возмещения) налога.
В данном случае реальность поставки продукции заводами-изготовителями не оспаривается, как и тот факт, что в части отпускной цены заводов-изготовителей в бюджете создан источник возмещения НДС
(решение АС Кемеровской области от 18.08.2020 по делу № А27-25588/2019 ОАО «Кемеровская фармацевтическая фабрика») ОЦЕНКА TAXOLOGY Очередное знаковое решение от АС Кемеровской области (после решения по делу «Кузбассконсервомолоко», №
А27-17275/2019), где на этот раз суд при применении ст. 54.1 НК РФ счел необходимым вменить налоговому органу в обязанность устаналивать размер действительных налоговых обязательств не только по налогу на прибыль, но и по НДС (несмотря на различия в экономической природе и администрировании обоих налогов, на которые обычно ссылаются налоговые органы, и поддерживающие их суды). Кроме того, в решении отражен и ответ на интересовавший в последнее время многих вопрос о том, будет ли и в какой степени использоваться позиция Экономической коллегии ВС по делу «Звездочки» в спорах по применению ст. 54.1 НК.
Учитывая, что дело пока прошло только первую инстанцию, а также отрицательную в целом позицию судов к необходимости установления действительного размера налоговых обязательств по НДС, к данному решению пока следует относиться со сдержанным оптимизмом. Ведь даже в части налога на прибыль (где налогоплательщикам в последнее время удается расширить число регионов, суды которых признают возможность налоговой реконструкции) позиция Экономколлегии ВС по этому вопросу еще ждет своего часа применительно к тем налоговым периодам, когда применению подлежала статья 54.1 НК РФ.
Получение имущества в результате приватизации муниципального предприятия не является основанием для восстановления НДС Налогоплательщик (АО) был создан в 2015 году путем реорганизации в форме преобразования муниципального предприятия (МП) в соответствии с постановлением местной администрации об условиях приватизации этого предприятия. Муниципалитету стали принадлежать 100% акций налогоплательщика.
По итогам выездной проверки налоговый орган пришел к выводу, что суть данной операции состоит в том, что муниицпалитет изъял имущество МП и передал его АО в качестве оплаты акций последнего. Данная операция является оплатой акций налогоплательщика его учредителем – муниципальным образованием и относится к операциям, указанным в подпункте 4 пункта 2 статьи 170 НК РФ, и поэтому в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ принятый к вычету МП «входной» НДС подлежит восстановлению.
Суды не согласились с позицией налогового органа, исходя из следующего.
Закон о приватизации государственного и муниицпального имущества предусматривает возможность приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий путем их преобразования в хозяйственные общества.
В данном случае осуществлена приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в соответствии с положениями Закона о приватизации путем преобразования в хозяйственное общество, а не изъятие имущества собственником (муниципалитетом) и его дальнейшая передача третьим лицам. То есть произошло изменение организационно-правовой формы, а не физическая передача имущества от одного лица другому, как ошибочно полагает налоговый орган.
Из анализа пункта 8 статьи 162.1 НК РФ следует, что в случае реорганизации юридического лица и передачи налогоплательщиком основных средств, нематериальных активов, иного имущества, его правопреемнику принятый по этому имуществу НДС восстановлению и уплате в бюджет не подлежит. В подпункте 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц названа в качестве исключения, по которому налог не восстанавливается.
При этом спорное имущество не приобреталось для операций, которые не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ. Использование имущества не по праву хозяйственного ведения, а на ином основании (праве собственности) в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ не порождает обязанность восстанавливать НДС.
(постановление 8 ААС от 25.08.2020 по делу № А81-7984/2019 АО "Салехардэнерго")