Дайджест № 151
Уважаемые коллеги, добрый день!

Возобновление деятельности судов пока не порадовало нас новыми решениями по налоговым спорам, однако мы продолжаем анализировать актуальные судебные акты, вынесенные перед полной остановкой работы судов:
1)
Если отраслевые принципы тарифного ценообразования слишком сложны для уяснения – суду проще согласиться с отсутствием у инспекции полномочий подвергать сомнению примененный налогоплательщиком тариф
2)
Приостановление выездной проверки не нарушает права налогоплательщика
3)
Продолжаем следить за любопытным спором о правомерности налогового учета якобы завышенных расходов на юридическую помощь адвоката при наличии в штате собственных юристов – счет по инстанциям пока 1:1 в пользу налогоплательщика
4)
Если купленное сырье продано на металлолом (необлагаемая реализация) после отбраковки еще до начала его переработки – «входящий» НДС по такому сырью придется восстановить полностью
И многое другое...
Трансфертное ценообразование
Суд признал, что территориальный налоговый орган при проверке применяемого налогоплательщиком тарифа на электроэнергию вышел за пределы своих полномочий

По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы по НДС по доходам от продажи покупной электроэнергии абоненту. При расчётах стоимости поставляемой электрической энергии за январь, февраль и март 2014 года налогоплательщик применял трёхставочный тариф по уровню напряжения ВН. По мнению налогового органа, применение такого трехставочного тарифа по уровню напряжения ВН не соответствует условиям договора энергоснабжения, в соответствии с которым налогоплательщик был обязан применять трёхставочный тариф по уровню напряжения СН II, который выше трёхставочного тарифа по уровню напряжения ВН.

Суд первой инстанции не согласился с позицией налогового органа, руководствуясь п. 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом ФСТ России от 06.08.2004 года № 20-э/2, а также исходя из границы раздела балансовой принадлежности электросетей налогоплательщика и контрагента в спорном периоде и последующего изменения этой границы.

Суд апелляционной инстанции отменил решение первой инстанции, удовлетворив жалобу налогового органа. Он, отметил, в частности, что диапазон ВН применим при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям, по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, а не договору энергоснабжения. Между тем, отдельную услугу по передаче электрической энергии налогоплательщик как сетевая компания контрагенту не оказывал, так как последний не заключал договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с Гарантирующим поставщиком, таким образом, в данной ситуации пункт 45 Методических указаний не действует.

Суд кассационной инстанции отменил апелляционное постановление и оставил в силе решение первой инстанции по данному эпизоду исходя из следующего.

Применительно к рассматриваемому вопросу тариф, установленный за единицу поставляемого ресурса, определяет цену реализованной электроэнергии.

Если доходы и расходы отражены в налоговом учете, начиная с 01.01.2012, в отношении этих сделок применяется новый порядок, введенный в НК разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», которым по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием контроля цен сужен круг контролирующих органов, наделенных полномочиями по контролю цен. Соответствующие полномочия предоставлены исключительно ФНС России. Таким образом, при проведении выездной проверки ИФНС вышла за пределы предоставленных ей полномочий, фактически произведя корректировку цены электроэнергии, реализованной налогоплательщиком абоненту. Произведенные налоговым органом по данному эпизоду доначисления не могут быть признаны правомерными.

(постановление АС Северо-Западного округа от 18.03.2020 по делу № А21-13318/2018
АО "Агропродукт")
Общие положения налогового законодательства
Сам по себе факт невручения налогоплательщику решения о приостановлении выездной налоговой проверки не нарушает его прав и законных интересов

В отношении налогоплательщика было вынесено решение о проведении выездной проверки, а на следующий день другим решением проверка была приостановлена в связи с необходимостью истребования документов у третьих лиц.

Решение о приостановлении проверки в тот же день было направлено налогоплательщику по ТКС, однако, файл по техническим причинам не был получен налогоплательщиком, что не отрицается налоговым органом. Впоследствии проверка была возобновлена, решение о возобновлении (в котором содержалась и информация о приостановлении проверки) налогоплательщиком было получено.

Тем не менее, после этого налогоплательщик обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа, выразившееся в ненаправлении в его адрес решения о приостановлении выездной проверки. Затем он обратился в суд с заявлением о признании недействительными решений о приостановлении и о возобновлении налоговой проверки. Свои права он посчитал нарушенными тем, что ненаправление ему решения о приостановлении не позволило контролировать ход проверки и действия должностных лиц налоговых органов.

Суды приняли следующие аргументы налогового органа.

1) ненадлежащее действие в связи с решением о приостановлении совершено налоговым органом не при принятии данного решения, а при его направлении, являясь уже вторичным актом по отношению к принятому решению. Поэтому неполучение по ТКС решения не свидетельствует о нарушениях со стороны налогового органа принятием данного решения;

2) В период приостановления проверки на территории (в помещении) налогоплательщика мероприятия налогового контроля не осуществлялись, в том числе документы либо пояснения по исчислению и уплате налогов и сборов у проверяемого лица не истребовались, допросы сотрудников (должностных лиц) не проводились; и поскольку в период приостановления проверки никаких процессуальных действий в отношении него на его территории не совершалось, довод об отсутствии у налогоплательщика возможности их контролировать не может быть признан заслуживающим внимания.

3) НК РФ не установлен порядок и срок вручения решений о приостановлении и возобновлении выездной налоговой проверки, при этом факт более позднего вручения указанных решений не является основанием для их отмены.

(постановление АС Волго-Вятского округа от 25.03.2020 по делу № А79-7302/2019
ООО "Нейти")
НДС
Суд признал, что налогоплательщик обязан был восстановить НДС по комплектующим, списанным в металлом по причине брака, обнаруженного перед стадией производства

Налогоплательщик в проверяемом периоде (2015-2016 гг.) приобретал комплектующие для производства подшипников, заявляя при этом налоговые вычеты по НДС. Часть комплектующих была признана бракованной в связи с неудовлетворительными качествами, выявленными перед стадией производства, и реализована как лом черных металлов.

В связи с этим налоговый орган пришел к выводу, что часть ТМЦ использована для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, при таких обстоятельствах, поскольку реализация лома была на тот момент освобождена от обложения НДС, налогоплательщик обязан был восстановить суммы НДС, ранее принятые к вычету.

Налогоплательщик не согласился с позицией налогового органа, заявив ряд доводов. 1) входной контроль (проверка качества) компонентов является стадией производственного процесса и отбраковывание части компонентов на указанной стадии свидетельствует об их использовании в процессе производства подшипников (то есть в деятельности, подлежащей обложению НДС); 2) имеется Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21.12.2018 № 306-КГ18-13567; 3) из условий заключенных договоров нет возможности предъявить поставщикам претензии по качеству. Он также указал, что позиция налогового органа не отвечает принципу нейтральности НДС и, следовательно, требованиям пп. 1 и 3 ст. 3 НК, поскольку приводит к возложению различной налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов, приобретающих товары (компоненты) для производства подшипников (то есть осуществления облагаемых НДС операций), в зависимости от результатов хозяйственной деятельности и возникших в рамках ее осуществления потерь в виде отбраковки той или иной части компонентов.

Суды отклонили доводы налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа, указав следующее. 1) Спорные компоненты, реализованные как металлолом, образовались не в процессе производства товара, а являются, по сути, тем же товаром, который налогоплательщик приобрел. То обстоятельство, что компоненты на спорную сумму не подвергались никакой переработке (физическому воздействию), не опровергнуто. Фактически утрата спорными компонентами свойств, которые необходимы для их использования в производстве подшипников, имела место еще до поставки данных компонентов налогоплательщику;

2) в указанном налогоплательщиком Определении СКЭС ВС от 21.12.2018 № 306-КГ18-13567 сформирован правовой подход применительно к обстоятельствам ликвидации объектов основных средств, которая приводит к прекращению физического существования этих объектов, а не к их дальнейшему использованию в необлагаемой деятельности;

3) ссылка на отсутствие оснований предъявления поставщикам претензий относительно качества поставленных компонентов не свидетельствует о невозможности применения к рассматриваемой ситуации норм НК РФ. Соответствующие риски поставки обществу товара, не соответствующего требованиям качества, делающим компоненты пригодными для использования в производственной деятельности налогоплательщика, не могут быть переложены на бюджет.

(постановление 14 ААС от 19.03.2020 по делу № А66-13144/2019
ООО "СКФ")


ОЦЕНКА TAXOLOGY

Несмотря на распространенность данной категории налоговых споров и известность правовых позиций судов по ним, в данном случае суду в очередной раз приходится акцентировать в своем судебном акте особое внимание, например, на таких вопросах как момент (стадия) и причина образования брака. Поэтому можно сопоставить данное дело с другим делом, о котором мы ранее рассказывали в TaxDigest № 140 (А43-3417/2019, ООО «Нижегородские моторы»). Его налогоплательщику удалось выиграть (на стадии кассации), поскольку бракованные изделия образовывались уже в процессе производства. В данном же случае суд исходил из того, что отбраковка фактически не являлась стадией производственного процесса, что явилось ключевым фактором противоположного по исходу решения.

Налог на прибыль
Суд признал обоснованными расходы налогоплательщика на оплату услуг адвоката

По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о неправомерном включении налогоплательщиком в состав расходов затрат на оказание юридической помощи адвокатом. Он исходил, в частности, из следующего: 1) перед заключением соглашения тендер, конкурс, закупка путем проведения запросов коммерческих предложений не проводились, обоснование выбора данного адвоката в качестве единственного поставщика не представлено; 2) Представление интересов налогоплательщика по аналогичной категории споров до привлечения адвоката осуществлялось силами своих сотрудников общества, в проверенном периоде у него работало 45 юристов, которые числились в различных подразделениях; 3) Все судебные споры, в которых представителями налогоплательщика являлись сотрудники адвокатского кабинета, являлись аналогичными и однотипными, юристам, участвующим в рассматриваемых судебных спорах, не требовалось специальных знаний в области электроэнергетики; 4) В проверяемом периоде адвокат получал доход только от налогоплательщика и взаимозависимой по отношению к налогоплательщику организации, что не позволяет сделать вывод о наличии соответствующей деловой репутации и оказании услуг адвокатом широкому кругу лиц; 5) Адвокат был лично знаком с членами совета директоров налогоплательщика до заключения соглашения на оказание юридических услуг; 6) часть актов передачи документов не могла быть подписана сторонами по причине отсутствия адвоката в месте подписания в конкретный день.

Кроме того, расходы на оплату юридической помощи, оказанной налогоплательщику адвокатом, существенно завышены и несоразмерны стоимости оказанных услуг, сложившейся в регионе, в связи с чем расчет налоговой базы осуществлен налоговым органом с учетом командировочных расходов работников адвокатского кабинета, заработной платы и сложившейся в регионе средней стоимости юридических услуг.

Суд первой инстанции согласился с доводами налогового органа, но суд апелляционной инстанции отменил его решение и удовлетворил жалобу налогоплательщика исходя, в частности, из следующего. Довод налогового органа о возможности обеспечения правовой работы силами собственных 45 специалистов не основан на должной оценке специализации подразделений юридической службы налогоплательщика (непосредственно судебной защитой занимался лишь один отдел из нескольких человек и усиление сотрудников этого отдела за счет юристов иных отделов управления правового обеспечения было невозможно). Юридическая компания, которая оказывала налогоплательщику услуги, находилась в процедуре ликвидации.

Тот факт, что адвокат был лично знаком с членами совета директоров, говорит об осведомленности членов совета директоров о квалификации и деловой репутации адвоката, и фактически является обоснованием выбора данного адвоката в качестве единственного поставщика юридических услуг.

Представление интересов доверителя и юридическое сопровождение дела включает в себя не только и не столько участие в прениях в судебных процессах, но и ознакомление с материалами дела, подготовка документации, формирование позиции, оценка заключений экспертов. Вывод об объеме оказанных адвокатом услуг и сложности дел сделан налоговым органом исключительно на основании показаний свидетелей. Что касается довода о чрезмерности расходов, то налоговым органом не исследовались цены на аналогичные услуги, применяемые аналогичными организациями в регионе.

(постановление 12 ААС от 24.03.2020 по делу № А12-15548/2019,
ПАО "Волгоградэнергосбыт")



Суд признал обоснованным включение в состав расходов вознаграждения работникам за работу в профсоюзном комитете

По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о неправомерности включения в состав расходов вознаграждения за работу в профсоюзном комитете председателю профсоюзного комитета и работнику профсоюзного комитета. У налогоплательщика отсутствовали основания для включения в расходы данных затрат, поскольку члены профсоюза получали эти денежные средства не как работники. Коллективный договор, на основании которого производятся вознаграждения председателю и работнику профкома, не является договором гражданско-правового характера. Данные выплаты не соответствуют критериям ст. 252 НК РФ, не направлены на получение дохода; не установлены трудовыми договорами, заключенными с работниками, являющимися также председателем профсоюзного комитета и работником профсоюзного комитета.

При рассмотрении дела установлено, что в проверяемом периоде председатель профкома и профсоюзный работник состояли с налогоплательщиком в трудовых отношениях, на них вёлся табель учёта рабочего времени, в соответствии с ТК РФ им выплачивалась зарплата. Выплаты за работу в профкоме, принятые налогоплательщиком для целей налогового учёта по налогу на прибыль и включенные в состав расходов, указаны как «доплата за профком» либо как «премия за профком».

Суд рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, указав, что доводы налогового органа о том, что выплаты работникам профкома не направлены на получение дохода, об отсутствии экономической обоснованности данных расходов фактически сводятся к доводам об отсутствии оснований для выплаты заработной платы работникам профсоюзной организации. Однако основания для выплаты заработной платы, её размер и условия выплаты регулируются не налоговым, а трудовым законодательством, в связи с чем налоговый орган не наделён соответствующими полномочиями по контролю за соблюдением трудового законодательства.

Учитывая, что рассматриваемые выплаты производились работникам, не освобождённым от выполнения ими основных трудовых обязанностей, указанные выплаты подлежат включению в состав расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на оплату труда в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 253 НК РФ.

(постановление 13 ААС от 17.03.2020 по делу № А42-5423/2017
АО "82 СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД")
Транспортный налог
Суд признал, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела не является доказательством отсутствия у налогоплательщика транспортных средств

По итогам камеральной проверки налогоплательщику был доначислен транспортный налог по некоторым зарегистрированным за ним транспортным средствам.

В качестве возражений налогоплательщик указал на отсутствие у него спорных транспортных средств, что подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенным на основании заявления об их розыске. При этом они были сняты с баланса, а снять их с регистрационного учета было невозможно из-за отсутствия необходимых документов.

Налоговый орган исходил из того, что обязанность по уплате транспортного налога поставлена в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от не подтверждает отсутствие транспортных средств. Меры по снятию с учета транспортных средств не предпринимались налогоплательщиком на протяжении длительного времени. Доводы о наличии объективных причин, препятствующих снятию с учета транспортных средств, документально не подтверждены.

Суд рассмотрел спор в пользу налогового органа исходя из того, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела не подтверждает отсутствие транспортных средств, так как вынесено на основании свидетельских показаний. Письменные свидетельские показания, полученные в установленном законодательством порядке, отсутствуют. Транспортные средства не идентифицировались, не устанавливался собственник транспортных средств.

Судом также отклонен довод о списании с баланса транспортных средств, поскольку данное обстоятельство не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога.

Указание налогоплательщика на отсутствие у него возможности снять спорные транспортные средства за неимением необходимых документов, судом также отклонено, поскольку налогоплательщик не доказал осуществление им соответствующих попыток по снятию спорных транспортных средств с регистрационного учета, равно как и не представил доказательств объективной невозможности защитить свои интересы, в том числе в судебном порядке.

(постановление 8 ААС от 23.03.2020 по делу № А70-18180/2019
ООО Агрофирма "Лесное")
Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.
Рассылка
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты.

Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!
Подписываясь на рассылку, Вы автоматически соглашаетесь с условиями обработки персональных данных