Дайджест № 140
Уважаемые коллеги, добрый день!
В дайджесте № 140 обращаем внимание на судебные дела:
1)
Перечисление полученного по сублицензионному договору дохода лицензиару в другой юрисдикции «транзитом» говорит об отсутствии у сублицензиара фактического права на него
2)
Нельзя просто так оштрафовать налогоплательщика за непредоставление в срок 1 млн. документов
3)
Несоблюдение корпоративных процедур и требований к вкладу в имущество не позволяет освободить такой вклад от налогообложения
4)
Акт обследования и признание здания аварийным не позволяют признать объект обложения налогом на имущество отсутствующим в периоды до даты составления такого акта
И многое другое...
Международное налогообложение
Отсутствие у кипрского получателя сублицензионных платежей фактического права на них обязывает российского сублицензиата удержать налог у источника в России

В 2013-2014 гг. российская организация - сублицензиат выплатил кипрской компании - сублицензиару вознаграждение в виде сублицензионных платежей по заключенному в 2011 году договору на использование на территории РФ товарных знаков. При этом налог с доходов иностранной организации от источников в РФ налоговым агентом не исчислялся.

Налоговый орган в ходе выездной проверки установил, что указанная кипрская компания обладает ограниченными полномочиями в отношении 80% сублицензионного вознаграждения по вышеназванному договору и действует в качестве промежуточной (технической) компании в интересах заинтересованных лиц, что не позволяет рассматривать её в качестве фактического получателя дохода в целях применения СИДН от 05.12.1998 между РФ и Кипром. По сведениям кипрских налоговых органов, деятельность этой компании заключалась в передаче прав на товарные знаки, у нее отсутствуют расходы на персонал, что говорит о невозможности осуществления компанией деятельности, связанной с развитием бренда под зарегистрированными товарными знаками. При этом 80% расходов компании составляет лицензионное вознаграждение, которое перечисляется лицензиару (БВО) по договору между ними за использование товарных знаков.

Следовательно, у налогового агента отсутствовали основания для освобождения от налогообложения дохода в размере 80% сублицензионных платежей, выплаченных в адрес кипрской компании, и он в нарушение ст.ст. 275, 284, 309, 310 НК РФ необоснованно не исчислил, не удержал и не перечислил налог с доходов, полученных иностранными организациями.

Суд согласился с такой позицией налогового органа, отклонив при этом довод налогового агента о том, что кипрская компания являлась самостоятельным плательщиком налога с доходов, начисляла, декларировала и уплачивала этот налог в Республике Кипр. Судом указано, что данный довод сам по себе не отменяет наличие у российской организации обязанностей налогового агента, поскольку кипрская компания не является фактическим получателем дохода в части 80% роялти, являясь лишь транзитным звеном, о чем российская организация не могла не знать (это следует не только из условий лицензионного договора, но и отчетности кипрской компании, а также российского происхождения спорных товарных знаков, принадлежности прав на них учредителю налогоплательщика в предшествующий период).

(решение АС г. Москвы от 17.12.2019 по делу № А40-101740/2019,
ООО "ТАМИ и КО")



Суд не признал кипрскую компанию фактическим получателем дохода в виде дивидендов, исходя из обстоятельств ее создания, деятельности и принятия решения о выплате данного дохода

В 2014 году кипрская компания приобрела у офшорной компании (БВО) 100% доли в уставном капитале российской организации. При этом кипрская компания была создана этой офшорной компанией незадолго до приобретения, указанной доли. Сразу после приобретения доли кипрская компания как единственный участник российской организации приняла решение о выплате данной организацией в ее пользу дивидендов, накопленных за периоды с 2003 по 2011 год.

При этом при выплате данных дивидендов российской организацией в качестве налогового агента был исчислен в соответствии с п. 2 ст. 10 СИДН между РФ и Кипром от 05.12.1998 г.и удержан налог на доход по ставке 5%.

В ходе выездной проверки налоговый орган, проанализировав обстоятельства создания кипрской компании и передачи ей 100% доли участия в российской организации, пришел к выводу о преднамеренном, формальном создании внешних условий для применения п. 2 ст. 10 вышеназванного СИДН с целью минимизации налогообложения при выплате дивидендов. Спорная доля участия приобретена компанией незадолго до принятия ею решения о выплате дивидендов, накопленных за 2003-2011 гг. Интересы офшорной компании в сделке по приобретению доли представляло лицо, которое одновременно являлось главным бухгалтером российской организации. Сумма выплаченных дивидендов более чем в 36 раз превысила размер фактически оплаченной в указанный период доли по договору.

Кроме того, из информации, предоставленной налоговыми органами Кипра, следует, что кипрская компания является холдинговой, маркетинговой и финансовой компанией, не нанимала никаких сотрудников, кроме директора; источником происхождения денежных средств для получения акций российской организации частично являлись капитальные вложения (от акционера) и частично - собственные средства - доход от деятельности, 99,9 % которого составляли дивиденды, полученные от дочерних российских организаций. Следовательно, кипрская компания не является фактическим получателем дохода в виде накопленных за 2003 -2011 годы дивидендов, выплаченных российской организацией.

Суд согласился с позицией налогового органа, отметив, что материалами настоящего дела подтверждено, что кипрская компания не являлась фактическим получателем дохода в виде выплаченных российской организацией дивидендов, не определяла его дальнейшую экономическую судьбу, не осуществляла деятельности, в ходе которой был бы использован данный доход. Она обладает очень узкими полномочиями в отношении перечисленного в ее адрес дохода, действует в качестве промежуточной (технической) компании в интересах заинтересованных лиц, следовательно, не может быть признана фактическим получателем дохода в целях применения СИДН с Кипром от 05.12.1998.

Обстоятельства выплаты спорного дохода свидетельствуют о преднамеренном характере действий всех задействованных в данной операции лиц, их направленности на создание условий для применения льготной ставки налогообложения при отсутствии деловой цели по распоряжению денежными средствами.

(решение АС г. Москвы от 17.12.2019 по делу № А40-101740/2019,
ООО "ТАМИ и КО")
Общие положения налогового законодательства
Объективная невозможность исполнения в установленный срок требования налогового органа о представлении слишком большого числа документов исключает привлечение налогоплательщика к ответственности

Налоговый орган в рамках выездной проверки направил налогоплательщику требование о представлении 1 061 752 документов в течение 10 дней со дня получения требования.

В ответ на требование налогоплательщик письмом представил выборочно ТТН по контрагентам, справки к ним, декларации соответствия и справки к таможенным декларациям, указал на огромный объем истребованных документов, невозможность их предоставления в короткий срок.

Налоговый орган вместо продления срока или выемки оригиналов документов составил акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях и привлек налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за не представление 280 509 документов в виде штрафа в размере 56 101 800 р. (по 200 р. за каждый документ),

Суд признал указанный штраф незаконным, исходя из следующих обстоятельств: 1) До спорного требования налогоплательщик представлял все необходимые для проверки документы, а также оказывал содействие по организации проверки на своей территории (предоставлял помещение, технику и оригиналы документов); 2) По спорному требованию налоговый орган запросил у налогоплательщика фактически копии всех ТТН и справок к ним за весь период проверки (3 года) в количестве более чем 1 миллион штук, объем которых составляет 2,5 млн. листов, при наличии (у налогового органа) до этого необходимой информации обо всех хозяйственных операциях. Так все необходимые данные, включая данные о перевозке и поставке алкогольной продукции содержатся на основании Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в системе ЕГАИС, доступ к которой имеется у налогового органа. Кроме того, у налогового органа до направления требования уже имелись указанные в нем документы, полученные от контрагентов в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Суд, приняв во внимание объем представленных документов, фактические сроки их представления, указал, что в действительности нарушение сроков представления документов было вызвано не неправомерным бездействием налогоплательщика, а объективной невозможностью выполнения требования налогового органа в установленный срок, в связи с чем у последнего отсутствовали основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в части нарушения срока представления документов.

Суд также отметил, что обстоятельства проведения проверки, значительный объем подлежащих представлению документов, были намеренно использованы налоговым органом с целью максимального увеличения суммы штрафов, наложенных на налогоплательщика, без каких-либо правовых и фактических оснований.

(решение АС г. Москвы от 30.12.2019 по делу № А40-225122/2019,
ООО "БЕТА-М")


ОЦЕНКА TAXOLOGY

Данное решение судьи М.В. Ларина является почти точной копией его же решения годичной давности с участием другого налогоплательщика (от 05.02.2019 по делу № А40-235751/18), которое в какой-то степени было призвано умерить аппетиты некоторых налоговых органов в плане количества и сроков предоставления истребуемых документов и, конечно, в части безмерно высоких штрафов при невозможности соблюдения сроков при таком объеме запрашиваемых документов. Но на примере данного дела можно судить о том, что аппетиты некоторых инспекций лишь возросли несмотря на складывающуюся судебную арбитражную практику. Зато судья (нужно отдать ему должное) сохранил свою принципиальную и непримиримую позицию по поводу таких случаев, откровенно называя в тексте решения некоторые вещи своими именами и раскрывая истинные мотивы действий налогового органа.
НДС
Суд признал, что реализация лома, образовавшегося из забракованных изделий в ходе производственной деятельности, не влекла возникновение у налогоплательщика обязанности по восстановлению НДС

Налогоплательщик в целях осуществления своей производственной деятельности приобрел товарно-материальные ценности (ТМЦ) – листы металла для изготовления комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств, операции по реализации которых облагаются НДС. По приобретенным ТМЦ он принял к вычету «входящий» НДС.

В процессе производства образовались детали и заготовки, признанные браком. Бракованная продукция отражена на счете 28 «Брак в производстве» и впоследствии реализована в качестве лома металла; в силу подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ (действовавшего в спорный период) данные операции налогоплательщик отнес к операциям, не облагаемым НДС.

Налоговый орган установив, что ТМЦ были реализованы налогоплательщиком в виде лома металла, то есть использованы для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, пришел к выводу об обязанности налогоплательщика восстановить НДС, ранее принятый к вычету, на основании подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию налогового органа, но суд кассационной инстанции отменил их судебные акты и удовлетворил жалобу налогоплательщика, указав следующее.

В п. 3 ст. 170 НК РФ установлены основания, при которых суммы НДС, ранее правомерно принятые налогоплательщиком к вычету, подлежат восстановлению. Данный перечень является закрытым. Законом не предусмотрена обязанность налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет сумм налога, ранее предъявленных к вычету по товарам, приобретенным для использования в операциях, признаваемых объектом налогообложения, но впоследствии не использованным в этих операциях в связи с браком.

Материалами дела подтверждается, и налоговый орган не оспаривает, что ТМЦ приобретались налогоплательщиком в целях ведения основной облагаемой налогом деятельности. Однако в процессе производства у налогоплательщика образовалась бракованная продукция, не пригодная для дальнейшей реализации. Данное обстоятельство не свидетельствует об изменении изначальной цели приобретения ТМЦ – изготовления комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств, которая облагается НДС.

Таким образом, у налогоплательщика отсутствовала обязанность по восстановлению НДС. Выводы судов об обратном основаны на неправильном применении п. 3 ст. 170 НК РФ.

(постановление АС Волго-Вятского округа от 24.12.2019 по делу № А43-3417/2019,
ООО "Нижегородские моторы")
УСН
При несоблюдении порядка внесения вклада в имущество ООО, установленного законом «Об ООО», данный вклад не освобождается от налогообложения

Один из участников налогоплательщика с долей участия ровно 50% предоставил последнему беспроцентный заем. Эти средства участнику возвращены не были, и через некоторое время между сторонами было заключено соглашение о прощении долга в связи с внесением в имущество налогоплательщика вклада, не увеличивающего уставный капитал.

По итогам камеральной проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в такой ситуации сумма прощенного займа является доходом налогоплательщика и доначислил ему единый налог по УСН.

Налогоплательщик же исходил из того, что при определении налоговой базы не должны учитываться доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (пп. 3.7 п.1 ст. 251 НК РФ).

Суд отклонил ссылку налогоплательщика на указанную норму НК РФ и рассмотрел спор в пользу налогового органа, исходя из следующего. Порядок внесения вклада в имущество ООО определен ст. 27 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Решение общего собрания участников ООО о внесении вкладов в имущество ООО может быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников ООО, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом.

В данном случае налогоплательщиком в подтверждение своих доводов не представлено решение общего собрания участников ООО о внесении вкладов в имущество. Таким образом, у организации отсутствует документ-основание для отнесения денежных средств, полученных налогоплательщиком от своего учредителя посредством прощения долга в качестве вклада в имущество организации.

Кроме того, в соответствии с положениями Закона «Об ООО» у упомянутого участника ООО отсутствует возможность единоличного внесения денежных средств в имущество общества, так как вклады в имущество общества должны вноситься всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Суд также отметил, что спорная сумма прощенного займа не освобождается от налогообложения и по основанию, предусмотренному пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ поскольку данная норма предполагает наличие у передающего физлица доли в уставном капитале в размере, превышающей 50%. В данном деле у налогоплательщика имеются два участника (физлица), каждый из которых имеет долю равную 50% (но не превышающую этот размер).

(решение АС Ставропольского края от 18.12.2019 по делу № А63-16832/2019,
ООО "Леко")
Налог на имущество организаций
Аварийное состояние здания, подлежащего сносу, само по себе не исключает обязанности по уплате по нему налога на имущество

Налогоплательщику в 2017-2018 гг. принадлежал объект недвижимости (нежилое здание). В июне 2017 года им было получено заключение специалиста по результатам проведенного строительно-технического исследования (экспертизы) технического состояния нежилого здания, согласно которому спорное здание находится в аварийном состоянии и восстановлению не подлежит (величина общего физического износа объекта исследования составила 79,3%).

В связи с этим в налоговом расчете по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2018 года налогоплательщик не стал исчислять налог на имущество по спорному зданию. По его мнению, поскольку спорный объект находится в аварийном состоянии, подлежит сносу, налог по указанному имуществу, не исчисляется. Спорный объект, находившийся в оспариваемый период в процессе сноса (демонтажа), снесенный более чем на 60%, отключенный от всех сетей коммуникаций, не может быть объектом основных средств и, соответственно, не может облагаться налогом на имущество организаций.

При этом налогоплательщик основывался на правовой позиции ВС РФ, изложенной в определении ВС РФ от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064, Определении ВС РФ от 24.10.2018 № 305-КГ18-2600 и разъяснениях, изложенных в письме ФНС России от 24.09.2018 № БС-4-21/18577, согласно которым обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций непосредственно связана с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, признаваемых объектами основных средств.

Тем не менее, суды рассмотрели спор в пользу налогового органа, исходя из следующего.

Лишь в конце 2018 года налогоплательщиком был представлен Акт обследования спорного здания, согласно которому кадастровым инженером 13.12.2018 года проведен осмотр места нахождения объекта недвижимости (здания) и подтверждено прекращение существования здания. То есть только по состоянию на 13.12.2018 спорное здание физически перестало существовать. Соответственно, акт обследования, подтверждающий, что спорный объект снесен и списан с бухгалтерского учета в проверяемом периоде (1 квартал 2018), налогоплательщиком в материалы проверки не представлен. Представленное им заключение специалиста от 30.06.2017 (об аварийности здания) не является доказательством, подтверждающим прекращение обязанности по уплате налога.

Приведенная налогоплательщиком судебная практика лишь подтверждает позицию налогового органа, поскольку в рамках дела, рассмотренного ВС РФ, в подтверждение отсутствия объекта налогообложения был предоставлен акт, составленный кадастровым инженером и вошедший в пакет документов, на основании которых впоследствии сведения о здании были исключены из государственного реестра недвижимости. Иное толкование действующего налогового законодательства приводило бы к произвольному, зависящему от усмотрения налогоплательщика моменту прекращения обязанности по уплате налога. Вместе с тем, публично-правовой характер данной обязанности исключает такую возможность, а напротив, предполагает должное документальное обоснование момента, на который обязанность по уплате налога является прекращенной.

(постановление АС Московского округа от 30.12.2019 по делу № А40-58839/2019,
АО "МТОК")
Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты. Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!