Суд с учетом конкретных обстоятельств признал законным неоднократное продление сроков рассмотрения материалов налоговой проверки В отношении налогоплательщика проведена выездная проверка и дополнительные мероприятия налогового контроля. По итогам рассмотрения материалов проверки принято решение о продлении их рассмотрения на 1 месяц, а затем решение о продлении еще на 1 месяц. Решения мотивированы необходимостью ознакомления налогоплательщика с материалами оперативно-розыскной деятельности, поступивших после вручения справки по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, а также в связи с признанием явки директора налогоплательщика обязательной (поскольку на рассмотрение материалов проверки являлись только представители по доверенностям)
Налогоплательщик обжаловал второе решение о продлении исходя из того, что п. 1 ст. 101 НК РФ предусматривает возможность продления сроков рассмотрения материалов проверки на один месяц только один раз. Кроме того, в данном случае имеет место нарушение принципа недопустимости избыточного применения мер налогового контроля, так как проверка проводится с сентября 2017 года по апрель 2019 года, а решение по ее результатам не принято.
По мнению налогоплательщика, его права и законные интересы нарушены тем, что в результате необоснованного продления ему начисляются пени, поставщики отказываются от предоставления товарного кредита, что вызывает нестабильность в экономическом обороте, ведет к утрате конкурентоспособности на рынке, а также подвергает риску его деловую репутацию как надежного делового партнера.
Суды рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из того, что несоблюдение сроков при проведении мероприятий налогового контроля, в том числе месячного срока, установленного п. 1 ст. 101 НК РФ, не является основанием для признания недействительными решений о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, а служит поводом для проверки законности процедуры принудительного взыскания доначисленных налоговых обязательств.
Если отложение принятия решения по налоговой проверке вызвано обстоятельствами, которые не зависят от налоговых органов, а связаны в том числе с невыполнением (ненадлежащим выполнением) налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей, при этом такое отложение является разумным по продолжительности, то отложение принятия итогового решения нельзя признать явно необоснованным. Указанные налогоплательщиком обстоятельства не являются основанием для признания решения налогового органа недействительным, учитывая фактическое получение инспекцией материалов ОРД после вынесения такого решения.
Суд принял во внимание отсутствие со стороны инспекции явных злоупотреблений и чрезмерного вмешательства в деятельность налогоплательщика, а также совокупность доказательств, свидетельствующих о наличии у налогового органа законных оснований для продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку данное отложение является разумным по продолжительности.
Довод налогоплательщика о начислении пени отклонен как носящий предположительный характер, поскольку решение о привлечении общества к налоговой ответственности не вынесено, а окончательный размер выявленной недоимки не установлен.
(постановление АС Уральского округа от 19.02.2020 по делу № А50-8973/2019 ООО "Глобалгазинвест") Суд признал законным требование налогового органа к банку о платеже по банковской гарантии Налоговый орган на основании п. 10 ст. 101 НК РФ принял в отношении налогоплательщика обеспечительные меры, которые впоследствии были заменены на банковскую гарантию. Затем он направил банку требование об уплате налоговой задолженности налогоплательщика.
Банк уведомил об этом налогоплательщика, а последний через несколько дней сообщил банку об отсутствии задолженности по уплате налогов, пени, штрафов, представив банку письмо, акт сверки, справку о состоянии расчетов по налогам, сводную справку. Из проведенного банком анализа перечисленных документов следовало, что на период выставления требования по банковской гарантии отсутствовала налоговая задолженность принципала.
В связи с этим банк, посчитав, что в действиях налогового органа имеются признаки злоупотребления, приостановил исполнение требования по гарантии, а налогоплательщик оспорил это требование в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Суд отказал в признании незаконным требования налогового органа по банковской гарантии, исходя из следующего. По ее условиям банк гарантирует, что выплатит бенефициару денежную сумму в размере 110 000 000 руб. в случае неуплаты или неполной уплаты налогов, штрафов, пеней в установленный срок принципалом (налогоплательщиком) по решению налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Институт банковской гарантии направлен на обеспечение бенефициару возможности получить исполнение максимально быстро, не опасаясь возражений принципала-должника, в тех случаях, когда кредитор (бенефициар) полагает, что срок исполнения обязательства либо иные обстоятельства, на случай наступления которых выдано обеспечение, наступили. Из смысла норм параграфа 6 гл. 23 ГК следует, что независимая (банковская) гарантия является единственным способом обеспечения, который не обладает свойством акцессорности, то есть не зависит от основного обязательства. В гарантии достаточно указать сумму, которую гарант должен выплатить бенефициару, а также обеспечиваемый договор, либо описать характер обязательства.
По сути банк отказал бенефициару в выплате по банковской гарантии только на основании того, что счел расчет суммы, включенной в требование по банковской гарантии, не соответствующим обязательству принципала по уплате сумм в бюджет, то есть противопоставил требованию по банковской гарантии возражения, которые мог бы заявить принципал, что выходит за пределы полномочий гаранта, при которых он вправе отказать в удовлетворении требования бенефициара.
Что касается ссылки на справки и акты сверок, то наличие справок и актов сверок об отсутствии задолженности при ее фактическом наличии не ограничивает право налогового органа на взыскание неуплаченных налогов, пени и штрафов, в том числе за счет банковской гарантии. Ни одного доказательства уплаты налога, предусмотренного п. 3 ст. 45 НК РФ, суду не представлено
Оспариваемое требование инспекции обеспечивает обязательность поступлений налогов. Выплата гарантом денежных средств бенефициару и последующее их поступление в бюджет исходя из правового смысла банковской гарантии никак не может нарушать права и законные интересы (принципала). Таким образом, требование налогового органа в адрес банка не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
(решение АС Ставропольского края от 20.02.2020 по делу № А63-23656/2019 ООО "Пантеон") Двукратное неудержание налога налоговым агентом в результате одной и той же ошибки может рассматриваться как систематическое нарушение, исключающее его непреднамеренный характер Налогоплательщик 15.12.2016 произвел выплату доходов от использования прав на объекты интеллектуальной собственности в адрес иностранной компании. 30.05.2017 он произвел еще одну выплату доходов этому лицу в том же размере.
Перечисление им удержанного налога в бюджет в качестве налогового агента по обеим выплатам имело место 13.06.2017 (с просрочкой). 29.06.2017 он представил расчет (информацию) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 1 полугодие 2017 года, где отразил удержанную сумму налога по выплате, произведенной 30.05.2017.
Поскольку налог с этой последней выплаты был перечислен в бюджет с просрочкой, налоговый агент был привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа.
Возражая против привлечения к ответственности, налогоплательщик, ссылаясь на
Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П, указал, что если налогоплательщик самостоятельно и до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки, погасил налоговую задолженность, а несвоевременное перечисление в бюджет соответствующих сумм носило непреднамеренный характер и не носило характер сознательного уклонения от уплаты налогов, он не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.
Он также указал, что выплачивал доход нерезиденту дважды (15.12.2016 и 30.05.2017), но ошибка образовалась в результате одного единого непреднамеренного упущения организационно-технического характера, ошибку он допустил одну и её исправление было одним. Обе просрочки перечисления платежей выявлены в один день, налог и пени по ним также перечислены в бюджет в один день 13.06.2017. В решении налогового органа отсутствует вывод о преднамеренном характере допущенного нарушения.
Суды отклонили данный довод налогоплательщика и рассмотрели спор в пользу налогового органа. При этом судами отмечено, что несвоевременное перечисление налога в бюджет по выплаченному нерезиденту доходу дважды (15.12.2016 и 30.05.2017) указывает на неоднократное нарушение законодательства о налогах и сборах в части неперечисления в установленный срок в бюджет налога, удержанного им в качестве налогового агента.
Далее отмечено, что указанное нарушение влечет привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, поскольку тот не представил доказательств совершения нарушения непреднамеренно при его неоднократности. Так, 20 ААС в Постановлении от 10.12.2018 по делу №
А62-2071/2017 указал, что «несвоевременное перечисление налога, носящее систематический характер не может свидетельствовать о его непреднамеренном характере», ссылка на Постановление № 6-П отклонена. Аналогичная позиция отражена и в Постановлении 9 ААС от 11.03.2019 по делу №
А40-195226/18.
(постановление АС Московского округа от 26.02.2020 по делу № А40-82156/2019 ООО "БКС-ФОРЕКС") ОЦЕНКА TAXOLOGY Данное дело в очередной раз иллюстрирует неоднозначность последствий Постановления Конституционного Суда РФ от 06.02.2018 № 6-П в различных ситуациях. Само это постановление КС было в свое время вынесено в пользу налогоплательщиков (налоговых агентов), идеи из него были затем перенесены в п. 2 ст. 123 НК РФ (причем даже в несколько более либеральном виде). Однако в судебной практике каких-то ощутимых выгод до настоящего времени налоговым агентам не принесло – оговорка КС РФ о «непреднамеренности» ошибки налогового агента практически повсеместно толкуется практикой не в пользу агентов. С этим пришлось столкнуться и ОАО «ТАИФ», инициатору того самого постановления 6-П (см.
TaxDigest № 117), кассационная жалоба которого в ВС РФ привела пока лишь к истребованию дела.
Комментируемый же спор фактически можно свести к нескольким вопросам: что понимать под упоминаемым в резолютивной части 6-П «непреднамеренным характером» нарушения; насколько корректно эту «преднамеренность» устанавливать через цепочку «неоднократность=систематичность=преднамеренность», особенно в ситуации, когда неоднократность нарушения объединена единомоментным субъективным отношением к нему со стороны налогового агента: происходит в результате одной и той же ошибки, допускаемой и/или выявляемой в один и тот же момент времени. К сожалению, суды здесь предпочли опереться на уже имеющуюся неоднозначную практику, чем предлагать какой-то свой собственный подход, что лишний раз говорит об актуальности обращения к данной теме со стороны ВС РФ.