Суд признал обоснованными расходы на выплату премий директорам налогоплательщика По итогам проверки налоговый орган пришел к выводу о неправомерном включении в состав затрат при исчислении налога на прибыль премий, выплаченных директорам налогоплательщика. Налогоплательщиком не представлены: 1) документы, в которых содержались бы сведения об индивидуальных показателях, при достижении которых подлежат выплате премии директорам; 2) расчеты выплаты премий; 3) подтверждение связи выплат премий директорам с конкретными успехами в работе, новаторством, повлекшим повышение эффективности деятельности предприятия в целом (хотя такая связь необходима по условиям пунктов 3.5 трудовых договоров с этими директорами).
Спорные премии относятся в целях налогообложения к п. 21 ст. 270 НК РФ, как вознаграждение, предоставляемое руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), которые не учитываются при определении налогооблагаемой базы.
При рассмотрении (в пользу налогоплательщика) дела установлено, что помимо вышеназванных пунктов 3.5 трудовых договоров с директорами в этих договорах имеются и иные пункты, предусматривающие выплату премий. В договоре с одним директором предусмотрено (п. 3.6), что ему по итогам работы общества за период действия трудового договора выплачивается премия в размере, определяемом решением Совета директоров. В договоре со вторым директором предусмотрено (п. 5.3) право общества осуществлять поощрения генерального директора за добросовестный труд. То есть основанием начисления спорных премий могли являться и являлись, по мнению суда, эти пункты (а не п. 3.5, на который ссылался налоговый орган), а также коллективный договор и положение по оплате труда работников предприятия.
Что касается определения размера премий, то основным ориентиром здесь является показатель чистой прибыли компании, который варьируется от 0 до 1% от указанного показателя, за конкретный период. Доводы налогового органа об отсутствии расчета произведенного премирования отклоняются.
Основанием для премирования служили конкретные достижения в производстве, привлечение дополнительного финансирования, материально-техническом обеспечении предприятия, модернизации оборудования и прочее. В спорном периоде у налогоплательщика имелась растущая динамика чистой прибыли, что, безусловно, указывает на эффективность принятых исполнительным органом организационных решений и проведенных в спорный период мероприятий.
Кроме того, делая выводы о получении необоснованной налоговой выгоды, налоговый орган берет на себя право оценивать эффективность деятельности генерального директора. Между тем, в силу положений НК РФ, определяющего круг прав обязанностей налоговых служб, налоговый орган таким правом не обладает. Право начисления премий и оценки деятельности руководителя предприятия есть лишь у самого предприятия в лице его уполномоченных органов, в данном случае совета директоров. В связи с этим необходимость доказывания эффективности деятельности руководителя предприятия отсутствует.
(решение АС Волгоградской области от 24.10.2019 по делу № А12-25274/2019, АО "Волжский оргсинтез") ОЦЕНКА TAXOLOGY В последнее время вновь в судебной практике приобретает актуальность оценка обоснованности учета в расходах затрат на выплату премий руководящему составу налогоплательщика. Об одном из таких дел мы рассказывали совсем недавно в
TaxDigest № 131 (дело №
А62-9330/2018, ООО «Полимерхолдинг»). Не может не вызывать некоторую тревогу и исход проигранного налогоплательщиком не так давно дела ПАО «РусГидро» №
А40-248663/2017 по тому же вопросу. В очередном деле среди прочего необходимо отметить, что уже на уровне первой инстанции формулируется принципиальная для таких споров позиция об отсутствии у налогового органа полномочий по оценке эффективности деятельности руководства организации для определения обоснованности затрат на выплату соответствующих премий.
Неиспользование вновь приобретенного имущества не препятствует начислению по нему амортизации Налогоплательщик в 2012 году по договору приобрел движимое имущество (погрузчик) и учитывал его с момента приобретения до 31.07.2017 на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а с 01.08.2017 на счете 01 «Основные средства». С этой даты (01.08.2017) погрузчик поставлен на учет в Инспекции Ростехнадзора и с этой же даты на основании приказа он введен в эксплуатацию.
По мнению налогоплательщика, поскольку погрузчик в хозяйственной деятельности не использовался, а введен в эксплуатацию лишь с 01.08.2017, именно с данного момента он подлежит учету в составе основных средств и может быть признан объектом налогообложения. Поскольку на учет данное движимое имущество поставлено после 01.01.2013, налогоплательщик вправе воспользоваться льготой по налогу на имущество, установленной п. 25 ст. 381 НК РФ.
По итогам камеральной проверки налоговый орган доначислил налог на имущество по данному погрузчику, поскольку последний должен был быть поставлен на учет непосредственно после его приобретения.
Суды согласились с такой позицией налогового органа, отклонив довод налогоплательщика о том, что одного только соответствия критериям, перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01, недостаточно, необходим факт ввода объекта в эксплуатацию.
Тем не менее, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил жалобу налогоплательщика, согласившись с позицией последнего по вопросу о том, с какого момента должна была начисляться амортизация по спорному погрузчику.
Суд первой инстанции по этому вопросу исходил из того, что согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Таким образом, определяющими для начала амортизации основного средства факторами является фактический ввод его в эксплуатацию и использование в хозяйственной деятельности. Поскольку материалы дела содержат сведения о том, что погрузчик до 01.08.2017 налогоплательщиком не использовался, налоговый орган правомерно определил базу по налогу на имущество исходя из амортизационных начислений, произведенных заявителем после 01.08.2017.
Суд апелляционной инстанции с такой позицией не согласился, указав, что начисление амортизации не прерывается и в случае, если амортизируемое имущество по каким-либо причинам временно не используется в процессе осуществления основной деятельности организации. Исключение составляют только случаи, перечисленные в п. 3 ст. 256 НК РФ. Данный перечень является закрытым.
Следовательно, действительный размер налоговой обязанности по налогу на имущество за 2017 год должен быть определен налоговым органом, исходя из остаточной стоимости погрузчика с учетом ежемесячного размера амортизации (износа), начисляемой с января 2013 года. Принимая во внимание установленный налогоплательщиком срок полезного использования спорного автопогрузчика и размер ежемесячной амортизации, остаточная стоимость рассматриваемого объекта основных средств составила 0 руб.
(постановление 1 ААС от 29.10.2019 по делу № А43-7948/2019, ООО "Новая версия")