Суд признал неправомерным применение пониженной ставки налога по дивидендам, выплаченным трем кипрским акционерам, поскольку они не являлись фактическими получателями данного дохода
Российская организация (налоговый агент) в 2012-2014 гг. выплачивала дивиденды трем кипрским акционерам, удерживая налог у источника с этих доходов по льготной ставке 5%.
По итогам выездной проверки налоговый орган не согласился с применением указанной льготной ставки и предложил российской организации уплатить сумму налога на прибыль организаций с доходов в виде выплаченных дивидендов исходя из налоговой ставки в размере 15%, предусмотренной подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ. По мнению налогового органа, эти кипрские акционеры исполняют в отношении получаемого дохода только технические функции, связанные с передачей дохода иному лицу, в связи с чем не могут рассматриваться в качестве фактического собственника дохода (бенефициара).
Российская организация исходила из того, что иностранные акционеры являются реально действующими компаниями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Республики Кипр и выполняющими требования законодательства указанного государства, в том числе по подготовке и сдаче финансовой отчетности и уплате налогов; компании несли различные расходы, предпринимательские риски; директора кипрских компаний самостоятельно определяли "экономическую судьбу" полученных дивидендов (инвестирование); отсутствовало "транзитное" движение дивидендов в виде выплат лицам, находящимся в иных государствах, не имеющих права на пониженную ставку в отношении получаемого дохода. По мнению налогового агента, создание компаний на Кипре соответствует практике делового оборота и имеет разумную цель.
Тем не менее, суд рассмотрел спор в пользу налогового органа. У кипрских акционеров отсутствовали активы, персонал, а источником дохода в основном являлись получаемые дивиденды. Они зарегистрированы по одному адресу, одним консультантом, управляемым одной и той же компанией. Полученные ими дивиденды перечислялись в адрес других иностранных компаний (в т.ч. на БВО) с назначением платежа «по договорам займа» или «выплата дивидендов». По мнению суда, транзитное перечисление дохода в адрес организаций, зарегистрированных на БВО, с Правительством которых у РФ не заключено международное соглашение об избежании двойного налогообложения, а также перераспределение финансовых потоков внутри группы ассоциированных лиц подтверждает вывод о создании схемы по использованию резидентов Республики Кипр с целью создания видимости выполнения условий, определенных Соглашением от 05.12.1998, для применения пониженной налоговой ставки.
Таким образом, суд согласился с выводом налогового органа о наличии у вышеназванных трех кипрских компаний признаков технических (кондуитных) компаний В связи с этим суд пришел к выводу, что налоговый агент неправомерно применил пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в размере 5%, установленную подп. «a» п. 2 ст. 10 СИДН при выплате в проверяемом периоде дивидендов в адрес кипрских компаний, поскольку они не являются фактическими получателями доходов в виде дивидендов российской организации и лицами, распоряжающимися экономической судьбой полученных доходов.
Суд отклонил довод налогового агента о соответствии создания холдинговых и финансовых компаний на Кипре практике делового оборота, указав, что этот довод не противоречит выводам налогового органа о невозможности использования преимуществ конвенции об избежании двойного налогообложения в случаях, когда компании в Республике Кипр являются только формальными собственниками дохода.
(решение АС Владимирской области от 28.06.2019 по делу № А11-6159/2018, АО "Генериум") Суд признал, что иностранные банки не являлись фактическими получателями дохода по депозитам, отказав в применении налоговой ставки, предусмотренную СИДН между РФ и государством конечного получателя дохода в рамках сквозного подхода
Российский банк (налоговый агент) в проверяемом периоде (2011-2013 гг.) выплатил проценты по депозиту иностранному банку (Люксембург) и проценты по кредиту еще одному иностранному банку (Австрия). При этом налоговый агент, руководствуясь СИДН между РФ и Люксембургом и РФ и Австрией, не исчислял и не удерживал налог с выплаченного указанным иностранным банкам процентного дохода.
Налоговый орган пришел к выводу о том, что в данном случае отсутствуют основания для применения соответствующих положений соглашений об избежании двойного налогообложения, поскольку указанные иностранные банки не являлись фактическими получателями дохода. Соответственно, в данном случае российский банк в качестве налогового агента обязан был исчислить (удержать, перечислить в бюджет) налог исходя из общей предусмотренной ст. 284 НК РФ ставки налога для процентных доходов в размере 20%.
При рассмотрении дела было установлено, что указанные иностранные банки размещали свои средства в российском банке за счет денежных средств, которые в свою очередь были привлечены у еще одного иностранного банка (Казахстан), являющегося акционером российского банка, на сопоставимых условиях и с гарантией на случай невозврата средств российским банком, выплаченные налогоплательщиком по данным займам проценты практически в полном объеме были перечислены австрийским и люксембургским банками в казахстанский банк, спорные займы не учитывались банками в составе собственных операций и превышали их кредитные риски.
Суд согласился с налоговым органом в том, что указанные иностранные банки (Люксембург, Австрия) в данном случае выполняли лишь посреднические функции и не являлись фактическими получателями выплаченного им банком процентного дохода. Такой вывод соответствует практике рассмотрения дел, в которых установлены схожие обстоятельства (напр., №
А40-442/2015 дело ЗАО «Кредит Европа Банк»).
Суды двух инстанций отклонили довод налогоплательщика о том, что налоговый орган в целях определения размера действительных налоговых обязательств должен был применить ставку 10%, предусмотренную Конвенцией между РФ и Казахстаном от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения...» с учетом того, что о применении указанной ставки российским банком не заявлялось. При этом из обстоятельств дела нельзя сделать достоверный вывод о том, что казахстанский банк является фактическим получателем дохода и не действует в интересах третьих лиц, соответствующие обстоятельства налоговым органом в ходе проверки установлены не были. Стоит отметить, что апелляционный суд смягчил формулировки по сравнению с решением суда первой инстанции (см.
TaxAlert № 104) и уже не столь однозначно поставил налогоплательщику в вину незаявление о конечном бенефициаре в Казахстане на досудебной стадии, отметив лишь, что не представлено достаточных доказательств этого факта.
(постановление 9 ААС от 25.07.2019 по делу № А40-8065/2018, КБ "Москоммерцбанк") Лизинговые платежи, выплачиваемые резиденту Республики Беларусь, облагаются налогом у источника в РФ по общей ставке
Российская организация (лизингополучатель) в рамках договоров международного лизинга выплатила лизингодателю – резиденту Республики Беларусь - доход в виде лизинговых платежей в размере 198301 руб., не удержав налог с этого дохода (в расчете заявлена ставка налога 0 процентов).
По итогам камеральной проверки налоговый орган решил, что с этого дохода необходимо было удержать налог по ставке 20%, (это следует из системного толкования НК и СИДН между РФ и Беларусью). Поэтому налоговому агенту доначислена сумма налога, пени и штраф по ст. 123 НК РФ.
Суд рассмотрел спор в пользу налогового органа, указав следующее.
Согласно статье 18 СИДН между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 виды доходов, возникающие из источников в договаривающемся государстве, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящего соглашения, могут облагаться налогом в этом государстве). Статья 7 СИДН посвящена обложению прибыли от предпринимательской деятельности.
Стороны по-разному толкуют указанную норму. Налоговый агент полагает, что выплачиваемые им иностранной организации лизинговые платежи являются прибылью контрагента, а в силу отсутствия у него постоянного представительства в РФ не подлежат обложению у источника выплаты. Налоговый орган считает, что норма носит общий характер, не регулирует вопрос обложения лизинговых платежей, в связи с чем, с учётом ст. 18 СИДН, ст.ст. 7, 309 НК РФ, налоговый орган обязан был удержать налог на прибыль при перечислении лизинговых платежей своему контрагенту.
Суд отметил, что толкование аналогичной ст. 7 («прибыль от предпринимательской деятельности») СИДН между РФ и Канадой уже было дано ВС РФ в определении от 07.09.2018 по делу №
А50-16961/2017 (ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк»), согласно которому указанная норма посвящена налогообложению доходов от активных операций. Налогообложение пассивных доходов или прямо урегулировано СИДН, или должна применяться ст. 21 «Другие доходы» (аналогичная ст. 18 СИДН между РФ и Беларусью).
При этом к облагаемым доходам от источников в РФ относятся в том числе доходы от лизинговых операций (подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ). А из системного толкования статей СИДН следует, что в статье 18 Соглашения Российская Федерация и Республика Беларусь закрепили право государства, в котором возникает доход, облагать такой доход налогом, если это предусматривается его законодательством.
Дополнительно налоговый орган в этом деле ссылался и на то, что налоговым агентом не представлено документов для определения фактического получателя дохода. Но суд исходил из того, что поскольку установлено, что спорные лизинговые платежи не освобождены в данном случае от налогообложения (подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ), то положения подп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ на спорные отношения не распространяются.
(решение АС Красноярского края от 31.07.2019 по делу № А33-4027/2019, ООО "Агросельхозтехника")