Комментируемое дело представляется безусловно интересным и настораживающим одновременно.
С одной стороны, оно продолжает практику по вопросу о фактическом праве на доход по фидуциарным займам, закрепленную в известных делах №
А40-442/15 ЗАО «Кредит Европа Банк» и №
А40-116746/15 ПАО «МДМ Банк». Причем любопытно, что в обоснование позиции суд сослался и на судебные акты по делу №
А40-11909/12 НБ «Траст», где в похожей схеме с «транзитом» по фидуциарным займам были задействованы те же самые банки из Люксембурга и Австрии.
Несмотря на некоторые отличия в фактических обстоятельствах и доказательствах настоящего и комментируемых дел, в целом вывод суда об отсутствии фактического права на доход у банка, предоставляющего back-to-back-займы, не выглядит неожиданным. На практике такая схема финансирования уже была признана признана кассационным судом неблаговидной в деле №
А55-31640/2017 ЗАО «Самараагропромпереработка», правда, применительно к проблеме «тонкой капитализации», а не фактического права на доход (следует отметить, что дело пока находится на новом рассмотрении и не разрешено окончательно).
Удивляет в этом свете разве то, каким образом суд в решении оценивает ответ налоговых органов Люксембурга с указанием на фактического получателя дохода именно в этом государстве. Практически страница решения суда посвящена перечислению споров Люксембурга и Еврокомиссии по поводу предоставленных Великим Герцогством налоговых преференций в адрес разных европейских компаний. Из чего суд делает вывод, что «исходя из публично доступных источников информации, видно, что Великое Герцогство Люксембург было уличено в неправомерном предоставлении налоговых льгот», а потому «доверять» сведениям от его налоговых органов не приходится. Далее следует еще более удивительный вывод о том, что СоИДН 1993 года с этой страной «не наделяет Великое Герцогство Люксембург правом определять фактического получателя доходов от источников в Российской Федерации».
В любом случае после этого выглядит недостаточно обоснованным предложение суда считать положения международных соглашений «льготами», применение которых зависит от волеизъявления налогоплательщика. Во-первых, даже формально льготы в силу статьи 56 НК РФ являются элементом законодательства о налогах и сборах, к которому относится сам НК РФ и принятые в соответствии с ним нормативные акты, но не международные акты. Во-вторых, часть 4 статьи 15 Конституции прямо указывает на приоритет норм международного права, следствием чего является установление этими нормами не «льгот», а специальных правил налогообложения, применение которых не должно зависеть от волеизъявления налогоплательщика вопреки утверждению суда. Очевидно, принятое в налоговой практике использование термина «льготы» к послаблениям международных соглашений ни по содержанию, ни по механизму использования не должно приравниваться к привычным налоговым льготам из законодательства о налогах и сборах.
Как следствие этого рассуждения, настораживает вывод суда о невозможности применения так называемого «сквозного подхода» без декларирования со стороны налогоплательщика.
Во-первых, в статье 312 НК РФ отсутствует требование об обязательном волеизъявлении налогового агента при выплате дохода за рубеж и применении «сквозного подхода». Напротив, вступившие в силу с 01.01.2019 поправки даже несколько упростили его применение, фактически распространив его на иные виды доходов, кроме дивидендов, без соответствующих условий.
Более того, на практике налоговые органы ранее самостоятельно применяли «сквозной подход» и пониженные ставки из СоИДН с юрисдикцией последующего получателя дохода и без специальных волеизъявлений: примеры такого подхода видны в известном внесубедном споре «
Ниссана», делах №
А40-241361/2015 АО «Банк Интеза», №
А40-149755/2015 ООО «Скания Лизинг» и др. На возможности применения сквозного подхода во многом построено известное решение Арбитражного суда г. Москвы по делу №
А40-253112/2017 ООО «Экспресс-Ритейл», где аргументы налогового органа о фактическом получателе сверхнормативных процентов в иной юрисдикции, чем Кипр, были отвергнуты в том числе со ссылкой на то, что «фактическим получателем» такого дохода является голландская холдинговая компания, которая тоже имеет право на применение пониженных налоговых ставок по соглашению между Россией и Нидерландами даже в отсутствие соответствующего декларирования со стороны налогоплательщика.
В то же время ужесточение требований к декларированию фактического получателя дохода прослеживается именно в судах. В качестве недавнего примера здесь можно привести спор №
А56-70055/2018 АО «Газпром Газораспределение», где налогоплательщику было отказано в возврате из бюджета излишне удержанного ранее налоговым агентом налога со ссылкой на то, что на момент выплаты дохода тот не сообщил агенту о том, что именно он является фактическим получателем дохода. Несмотря на то, что этот спор касался в большей степени взаимоотношений агента, акционера и депозитария (статья 310 НК РФ), в нем прослеживается некоторая общность подходов и с настоящим делом.
При этом следует отметить, что суд при разрешении комментируемого дела не высказывает полной уверенности в том, что налоговый агент в целях применения «сквозного подхода» обязан именно сам декларировать «правильного» бенефициара дохода. В решении налогоплательщику вменено и незаявление соответствующего довода на досудебной стадии налогового спора. Представляется, что именно этот аспект является наиболее важным: очевидно, было бы странно требовать от налогового агента подавать уточненный расчет в целях применения «сквозного подхода», если он при этом продолжает по существу спорить с отказом в применении СоИДН с юрисдикцией первоначального получателя дохода. Правда, остается неясным исход спора, если бы Общество заявило этот аргумент в возражениях на акт проверки, но так и не подало бы уточненный расчет, но в целом можно предположить, что этот вопрос мог быть решен положительно и в досудебной стадии.
В такой ситуации, как и в перечисленных выше судебных делах, налоговому органу следует самостоятельно применять «сквозной подход» в рамках концепции «полной налоговой реконструкции» и «добросовестного налогового администрирования», которое подразумевает невозможность требовать уплаты налога в большем размере по сравнению с тем, как он должен был бы быть уплачен (Определения СКЭС ВС РФ от 16.02.2018 №
302-КГ17-16602 по делу АО «Бамтоннельстрой», от 03.08.2018 №
305-КГ18-4557 по делу АО «ВЭБ-Лизинг» и др.). Иначе отказ в применении «сквозного подхода» превращается в особую налоговую санкцию в дополнение к штрафам, и так предусмотренным статьей 123 НК РФ. Возможность применения комплексного и справедливого подхода в сфере международного налогообложения можно увидеть, например, в недавнем Постановлении АС Московского округа от 25.03.2019 по делу №
А40-29074/2018 АО «БНС Груп», где суд указал на обязанность налогового органа самостоятельно осуществить зачет уплаченного в другой юрисдикции налога в счет недоимки по российскому налогу на прибыль, даже если налогоплательщик не заявлял об этом в декларации.
Однако досудебное волеизъявление налогового агента на подобное правоприменение, которое еще не означает согласия с первоначальными основаниями для доначисления, в такой ситуации может иметь определяющее значение.