Само по себе намерение налогоплательщика предоставить оригиналы истребуемых документов по своему местонахождению в ходе выездной проверки не освобождает его от ответственности за непредставление документов
В ходе выездной проверки налогоплательщику было направлено требование о представлении документов. Получив это требование, налогоплательщик сразу направил в налоговый орган по ТКС письмо о том, что подлинники всех истребуемых документов предоставлены должностным лицам налогового органа по месту нахождения налогоплательщика.
Несмотря на это налогоплательщик был привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов (штраф).
При рассмотрении дела об оспаривании штрафа было установлено, что налогоплательщик в вышеупомянутом письме по сути выразил лишь намерение предоставить оригиналы истребуемых документов в фактическое распоряжение проверяющих. В письме он также указал, что в связи с большим объемом документов и отсутствием технической возможности изготовления копий истребуемых документов, налоговый орган в соответствии со ст. 94 НК РФ вправе произвести выемку документов и самостоятельно изготовить копии с них.
Доказательства фактической передачи документов, в том числе реестр, акт-передачи в материалы дела не представлены. Кроме того, налогоплательщиком не было направлено и ходатайство о продлении срока представления истребуемых документов в налоговый орган.
На основании изложенного суды пришли к выводу о наличии в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ. При этом суд первой инстанции не согласился с доводом налогоплательщика о том, что проверяющие (должностные лица налогового органа) самостоятельно лишили себя возможности проверки подлинных документов, представленных налогоплательщиком в целях надлежащего осуществления налоговым органом мероприятий налогового контроля. Суд указал, что факт исполнения налогоплательщиком обязанности, предусмотренной п. 12 ст. 89 НК РФ, не ограничивает установленное п. 1 ст. 93 НК РФ право налогового органа требовать у проверяемого лица документы и не устраняет обязанность налогоплательщика представить истребуемые документы.
В кассационной жалобе налогоплательщик ссылался на разъяснения ФНС России в Письме от 22.09.2017 № СД-4-3/19092@, согласно которым необходимость изготовления копий документов, оригиналы которых налогоплательщик готов представить на ознакомление должностным лицам налогового органа, отсутствует. Однако суд оставил ссылку на это письмо без внимания.
(постановление АС Уральского округа от 29.01.2019 по делу № А76-19830/2018, ООО "СПС-Алко") ОЦЕНКА TAXOLOGY В очередной раз приходится наблюдать ситуацию, когда издание благоприятного для налогоплательщика разъясняющего письма ФНС России не помогает в споре с территориальным налоговым органом ни на стадии досудебного урегулирования спора, ни в суде. Нечто подобное имело место, например, в деле №
А40-204098/2017 (ООО «Агро-Авто»), о котором мы рассказывали в
TaxDigest № 78 в апреле прошлого года. Но если в том деле суд хотя бы сослался на то, что письмо ФНС России нормативным актом не является, то в данном деле суд и вовсе проигнорировал ссылку налогоплательщика на подобное позитивное для него разъяснение.
В последнее время можно нередко видеть, как руководители ФНС России в публичных выступлениях и в издаваемых письмах формулируют здравые мысли и идеи, в т.ч. по поводу снижения различных издержек налогового администрирования, устранения перегибов. Тем не менее, на местном уровне ситуация обстоит иначе и, вероятно, способна оставаться таковой достаточно долго, пока тот или иной вопрос не будет решен либо законодательным путем либо на уровне высших судебных инстанций или же путем издания ФНС писем с конкретными императивными указаниями в адрес территориальных налоговых органов (как это имело место, например, в недавнем
Письме от 10.01.2019 г. № ЕД-4-2/55 «О соблюдении процессуальных сроков, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации», от которого хотелось бы ожидать реальных результатов в части противодействия затягиванию налоговых проверок и оформления их результатов).
Суд признал исправление налоговым органом «задним числом» опечатки в указании периода проверки достаточным основанием для признания недействительным решения о налоговых доначислениях
В отношении налогоплательщика было принято решение от 29.12.2015 о проведении выездной проверки за период 2013, 2014 гг. Этот же проверяемый период был затем указан и в справке о проведенной проверке от 23.08.2016.
Между тем, в действительности налоговый орган в рамках этой проверки намеревался проверить также и 2012 год (что следовало из его плана-графика проведения проверок), и в ходе проверки он истребовал у налогоплательщика документы также и за 2012 год.
В октябре 2016 года налоговый орган обнаружил, что он неверно указал проверяемый период в решении о проведении проверки и справке по ее итогам. В связи с этим он направил налогоплательщику письмо от 14.10.2016 «Об исправлении технической ошибки», из которого следовало, что 2012 год тоже входил в проверяемый период.
По итогам проверки было установлено, что в 3 квартале 2012 года налогоплательщик утратил право на применение УСН, в связи с чем ему доначислены налоги по общей системе налогообложения.
При оспаривании этих доначислений в первой инстанции налогоплательщик помимо возражений по существу указал также на то, что периодом проверки являлся только лишь 2013 и 2014 гг. Но суд согласился с налоговым органом в том, что в решении о проведении проверки и справке была допущена опечатка в указании проверяемого периода, и такая опечатка не может быть основанием для признания решения о доначислениях недействительным.
Единственным предметом спора в апелляционной инстанции стал именно вопрос о последствиях опечатки. Налоговый орган указывал как на допустимость исправления опечатки в целом, так и на то, что интересы налогоплательщика не нарушены, поскольку тот знал, что проверка фактически проводится в т.ч. и за 2012 год, т.к. у него запрашивались документы за этот год и он не возражал против их представления.
Тем не менее, апелляционный суд не согласился с налоговым органом и удовлетворил жалобу налогоплательщика, а суд кассационной инстанции впоследствии поддержал его позицию. Суды исходили из того, что в данном случае увеличение указанного в решении о проверке проверяемого периода по УСН произведено налоговым органом без внесения соответствующих изменений в решение о проверке, что противоречит п. 2 ст. 89 НК РФ.
Кроме того, письмо об исправлении опечатки (даже в случае квалификации последнего в качестве документа, вносящего соответствующие изменения в решение о проверке) подготовлено налоговым органом лишь 14.10.1016, то есть уже после окончания проверки (составления Справки), а изменение проверяемого периода «задним числом» не может быть признано правомерным.
Возможная осведомленность налогоплательщика, что в отношении него проводится проверка в т.ч. и за 2012 год, не имеет значения, поскольку налоговое законодательство не ставит возможность проверки деятельности налогоплательщика за пределами периода, за который должна проводиться проверка, в зависимость от того, известно ли об этом налогоплательщику и возражает ли последний против этого.
Неправомерное увеличение налоговым органом проверяемого периода является существенным процедурным нарушением, повлекшим нарушение прав и законных интересов налогоплательщика, что привело к необоснованным налоговым доначислениям.
(постановление АС Волго-Вятского округа от 28.01.2019 по делу № А28-8096/2017, ООО "Вяткагазстрой") ПРИМЕЧАНИЕ Обращает на себя особое внимание то, что налогоплательщику удалось в апелляции переломить исход дела в свою пользу по сути лишь за счет единственного «формального» довода о допущенном налоговым органом существенном процедурном нарушении. Такой случай за последнее время можно назвать уникальным. Апелляционный суд в этом деле превзошел все ожидания, не только сведя на нет проделанную налоговым органом работу, но и максимально обосновав свою позицию в постановлении.