Верховный Суд поддержал сугубо формальный подход таможенного органа относительно включения роялти в таможенную стоимость. В частности, речь идет о трактовке одного из двух основных критериев для включения лицензионных платежей в таможенную стоимость: имеется ли у покупателя (лицензиата) возможности приобрести товары без уплаты лицензионных платежей.
По мнению Верховного Суда любое размещение товарных знаков на частях будущей продукции неразрывно связано с обязанностью общества осуществлять уплату лицензионных платежей.
Кроме того, Верховный Суд фактически приравнял невозможность введения в оборот на территории РФ к невозможности ввоза на территорию ЕАЭС без уплаты лицензионных платежей, «так как иные цели ввоза спорных товаров, кроме как закупоривания винных бутылок и привлечение внимания покупателей, у декларанта отсутствуют».
Данные тезисы фактически нивелируют значение содержания лицензионного договора и предусмотренного им порядка использования товарных знаков.
Кроме того, Верховный Суд еще раз подчеркнул, что не имеет значения, что лицензиар и продавец являются разными лицами.
Верховный Суд высказался относительно довода об отсутствии влияния, скрытого в момент продажи товарного знака на экономическую ценность продукта. По мнению ВС РФ данный довод должен быть отклонен ввиду того, что не регламентируется обязательность визуального присутствия товарного знака в определенный момент времени.
Единственным выводом (но достаточно существенным), сделанным в пользу декларанта, является включение лицензионных платежей в состав таможенной стоимости в той сумме, в какой они относятся именно к ввозимым товарам, а не к готовой продукции, произведенной с их использованием внутри таможенной территории. Это гипотетически должно ограничить размеры доначислений со стороны таможенного органа, однако в настоящий момент не совсем ясно как это будет реализовываться на практике.
Также, по мнению Верховного Суда, в случае отсутствия доказательств, позволяющих точно определить в какой сумме уплаченные роялти относятся к ввезенным товарам, таможенный орган может произвести расчет на основании «коммерческих и бухгалтерских документов, с определенной степенью гибкости подходов к производимому расчету». Подобный вывод суда является чрезвычайно общим и не содержит указания на методологию такого расчета.
С реализацией данного положения на практике могут возникнуть разночтения. Фактически в качестве одного из вариантов включения лицензионных платежей в таможенную стоимость ВС РФ обозначил способ включения в размере номинальной доли стоимости ввозимого товара в цене конечного продукта. Плюсом данного способа является простота получения данных для расчета. Однако этот метод может не устроить таможенный орган, т.к. не учитывает экономическую ценность товарного знака ввиду того, что товарный знак не принадлежит продавцу.
Гипотетически таможенный орган может пойти по другому пути: рассчитывать цену ввезенного товара, включая экономическую ценность товарного знака, в стоимости конечного продукта. Второй вариант более сложный с точки зрения расчетов и для его осуществления отсутствует общепринятая методологическая база, однако с его помощью бюджет может получить большие суммы таможенных платежей. |