CustomsAlert № 13
Уважаемые коллеги!
9 сентября вступило в силу Постановление Правительства РФ № 1341, которое расширило способы подтверждения страны происхождения товаров для освобождения от повышенных ставок пошлин.
Суть события
На законодательном уровне разрешен ряд проблемных вопросов в сфере таможенного регулирования, связанных с подтверждением страны происхождения ввозимых товаров. В достаточно короткие сроки по инициативе регулятора, активно поддерживаемой бизнес-сообществом, принят ряд нормативных правовых актов и/или подготовлены дополнения в отдельные нормы права ЕАЭС как на национальном уровне, так и на наднациональном.

Острая необходимость урегулирования вопросов в части страны происхождения ввозимых товаров стала следствием того, что участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) были лишены возможности получения сертификатов о происхождении товаров, выданных на РФ, от иностранных продавцов/производителей из отдельных стран, из-за чего были вынуждены платить повышенные ставки ввозных таможенных пошлин, не могли получить таможенные преференции.

09.09.2025 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30.08.2025 № 1341 «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100» (далее – «ПП РФ № 1341»), которое расширяет возможности участников ВЭД для подтверждения страны происхождения товаров в целях освобождения от уплаты повышенных ставок пошлин, установленных Постановлением Правительства РФ от 07.12.2022 № 2240 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации» (далее – «ПП РФ № 2240»).
Перечень нововведений
1. ТПП России наделена правом «верификации» и выдачи сертификатов о происхождении в отношении товаров, включённых в перечни ниже, для целей исключения уплаты повышенной ставки ввозной таможенной пошлины, предусмотренной ПП РФ № 2240 (в его новой редакции):
2. Утратили силу положения законодательства, которыми введены повышенные ставки пошлин в отношении товаров из США (Постановление Правительства РФ от 06.07.2018 № 788). Однако данные категории товаров «переместились» в ПП РФ № 2240 и продолжают облагаться повышенными ставками пошлин.

3. Появилась возможность подтверждения страны происхождения различными способами, отвечающими разным ситуациям ввоза. Это нормы прямого действия, которые могут применяться с 09.09.2025:
Оценка Taxology
Полагаем, что законодательное закрепление новых возможностей подтверждения страны происхождения для участников ВЭД в полной мере отвечает текущим условиям, в которых бизнесу приходится осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Ранее многие участники ВЭД были вынуждены уплачивать повышенные ставки пошлин из-за невозможности получения непреференциальных сертификатов из «недружественных стран» или невозможности получения одновременно двух сертификатов о происхождении товаров на одну поставку (преференциального и нереференциального). Дополнительные механизмы подтверждения страны происхождения позволят в корне изменить ситуацию для российского бизнеса, так как помогут значительно снизить фискальную нагрузку, которая возлагалась ранее на участников ВЭД как при выпуске товаров, так и в результате таможенного контроля после выпуска.

Несмотря на уже появившиеся позитивные изменения в национальном законодательстве по вопросу подтверждения страны происхождения, бизнес-сообщество ожидает вступления в силу изменений/дополнений в Решение Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)», которые закрепят:

  1. Возможность подтверждать непреференциальное происхождение товаров и право на получение тарифных преференций на основании одного сертификата о происхождении, выданного для целей получения тарифных преференций.
  2. Право подтверждать происхождение товаров (в пределах установленного стоимостного порога), в отношении которых государствами-членами ЕАЭС применяются ответные меры не сертификатом о происхождении, а декларацией (то есть, сведениями о стране происхождения, указанными, например, в инвойсе).
  3. Возможность использовать при таможенном декларировании товаров в одном государстве-члене ЕАЭС сертификаты о происхождении, выданные для предоставления в другое государство-член ЕАЭС или в ЕАЭС в целом.

Вышеуказанные изменения/дополнения в непреференциальные правила определения происхождения товаров позволят урегулировать ряд оставшихся открытыми ситуаций, например, вопрос возможности подтверждения происхождения товаров для целей соблюдения мер защиты внутреннего рынка (ситуации, при которых требуется подтверждение происхождения для избежания уплаты антидемпинговых пошлин, когда у участников ВЭД нет возможности получить сертификат о происхождении для российского получателя товара).

Полагаем, что пока не вступившие в силу изменения/дополнения в непреференциальные правила определения происхождения товаров и действующие с 09.09.2025 нормы ПП РФ № 1341 представляют участникам ВЭД следующие возможности:

  • Возобновить поставки товаров, подпадающих под действие повышенных ставок ввозных таможенных пошлин, выбрав наиболее оптимальный способ подтверждения страны происхождения товаров исходя из ситуации ввоза.
  • Рассмотреть возможность возврата ранее уплаченных сумм таможенных платежей по причине уплаты повышенных ставок пошлин (требуется анализ конкретных ситуаций и разработка механизма возврата).
  • Рассмотреть возможность восстановления тарифных преференций, которые были не получены или не представлены в связи с отсутствием одновременно двух сертификатов о происхождении товаров (преференциального и непреференциального) (требуется учесть лимиты применения преференциальных режимов).
Чем может помочь команда Taxology
С учетом того, что команда Taxology принимала непосредственное участие в ходе рабочих обсуждений с регулятором в части альтернативных механизмов подтверждения страны происхождения в текущих реалиях ведения внешнеэкономической деятельности, наиболее востребованными направлениями сотрудничества, по нашему мнению, могут быть следующие:

  • Консультирование по вопросам подтверждения страны происхождения в случае ввоза товаров, подпадающих под действие антидемпинговых пошлин, повышенных ставок ввозных таможенных пошлин, для иных целей;
  • Анализ текущей подходов компании к определению и подтверждению страны происхождения с учетом подходов по прошлым поставкам для целей разработки рекомендаций по заявлению/подтверждению страны происхождения по будущим поставкам и возврата излишне уплаченных таможенных платежей по прошлым поставкам;
  • Консультирование по вопросам применения льгот по уплате таможенных платежей и тарифных преференций. Содействие в отстаивании правомерности заявления и использования участниками ВЭД льгот и тарифных преференций;
  • Содействие в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, антидемпинговой пошлины, которые были понесены по причине невозможности подтверждения страны происхождения.
CustomsAlert для Вас представили:
Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!