CustomsAlert № 11
Уважаемые коллеги!
21 января было принято Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 9 от 21.01.2025 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30», которым был установлен ряд норм, касающихся запретов и ограничений в отношении товаров электронной торговли. Указанный акт является одним из нескольких, которые регулируют масштабные изменения в Таможенный кодекс ЕАЭС (далее также – Таможенный кодекс, ТК ЕАЭС) в части электронной торговли.

Указанные акты необходимо оценивать в комплексе, поэтому в рамках алерта будет рассмотрена концепция реформы в целом, включая Решение Коллегии ЕЭК от 21.01.2025 № 9.

В грядущих изменениях стоит разобраться сейчас, чтобы адаптировать бизнес-процессы, связанные с электронной торговлей, и использовать ситуацию для дальнейшего роста компании.
Суть события
В конце 2023 года страны ЕАЭС подписали Протокол, вносящий изменения в Таможенный кодекс союза. Летом 2024 года президент России утвердил эти изменения. Ожидается, что новые правила вступят в силу в 2025 году.

Таможенные операции с товарами электронной торговли

Протокол добавляет в Таможенный кодекс две новые главы:
  • Глава 43.1 – описывает порядок перемещения товаров электронной торговли через границу ЕАЭС.
  • Глава 60.1 – регулирует деятельность операторов электронной торговли.
Для товаров электронной торговли предусмотрена специальная форма таможенной декларации, которая утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.12.2024 № 143.

Товары электронной торговли разделены на две категории:

  • товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам;
  • товары электронной торговли, приобретенные физическими лицами.
Для каждой из указанных категорий товаров предусмотрен свой порядок перемещения через таможенную границу ЕАЭС.

Товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам

Основная суть изменений заключается в том, что для новой категории лиц в сфере таможенного дела (операторы электронной торговли) становится доступна возможность создания и использования бондовых складов.

Это распространяется на товары, которые ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС для их реализации через электронные торговые площадки физическим лицам.

После ввоза товары помещаются под таможенную процедуру таможенного склада, которая подразумевает возможность хранения товаров на площадках оператора электронной торговли без уплаты таможенных платежей. Если во время действия процедуры таможенного склада товары будут приобретены физическим лицом через электронную торговую площадку, то такие товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Если потребуется вывоз нереализованных товаров обратно (с таможенной территории ЕАЭС), оператор электронной торговли может применить процедуру реэкспорта. Также предусмотрена возможность помещения товаров под процедуру таможенного транзита, если товар будет приобретен физическим лицом, находящимся на территории другого государства-члена ЕАЭС.

Таможенную декларацию на такие товары подает оператор электронной торговли – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющий торговой платформой и включенный в специальный реестр. Операторы должны соответствовать ряду требований, включая:

  • Наличие складских помещений для временного хранения товаров.
  • Финансовое обеспечение в размере не менее 500 тыс. евро (Решение Совета ЕЭК № 76 от 24.09.2024).
  • Отсутствие долгов по таможенным платежам и фактов возбуждения в отношении юридического лица процедуры банкротства.
  • наличие информационной системы, обеспечивающей взаимодействие с информационной системой таможенных органов.
  • Договор страхования гражданской ответственности.
Товары электронной торговли, приобретенные физическими лицами

Основная суть изменений в обособлении товаров электронной торговли от иных товаров для личного пользования, и, как следствие, изменение ставки таможенной пошлины, порядка её расчета, и ряд отличий с точки зрения запретов и ограничений.

К этой категории относятся товары, купленные физическими лицами на онлайн-платформах и ввозимые из-за рубежа. Доставка может осуществляться перевозчиком или в международном почтовом отправлении.

Декларантами указанных товаров могут выступать физические лица, достигшие 16-ти лет, являющиеся получателями товаров. Фактически таможенное декларирование (с точки зрения взаимодействия с таможенным органом) может осуществляется оператором электронной торговли при предоставлении ему необходимых сведений от физического лица. При этом оплачивается таможенная пошлина. В этой части нет существенных отличий от действующего регулирования.

Согласно проекту (Распоряжение Коллегии ЕЭК № 204 от 17.12.2024), ставка составит 5% от стоимости товара, но не менее 1 евро за 1 кг. Отдельные ставки таможенной пошлины установлены для автомобилей. Льготный режим предусматривает, что товары стоимостью до 200 евро, можно ввозить без уплаты пошлин (Распоряжение Коллегии ЕЭК № 205 от 17.12.2024).

В настоящий момент для товаров личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, предусмотрена ставка таможенной пошлины 15% от суммы, превышающей необлагаемый минимум в 200 евро.

Для товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами, также меняются условия по запретам и ограничениям. Например, исключается возможность приобретения в рамках электронной торговли лекарственных средств. Однако, оценивая в целом, правовой режим сходен с товарами для личного пользования. (Решение Коллегии ЕЭК № 9 от 21.01.2025).
Оценка TAXOLOGY
Важно отличать эти изменения от других изменений, проводимых в рамках Распоряжения Коллегии ЕЭК от 20.06.2023 № 88, которым был утвержден Проект соглашения об электронной торговле в ЕАЭС. Последний направлен на развитие внутреннего рынка ЕАЭС, не касается таможенных вопросов, а также затрагивает «цифровые товары».

Таможенные изменения в части рынка электронной торговли имеют два ключевых эффекта:

Для крупных интернет-магазинов реализована идея бондовых складов, когда товары могут находится на складе оператора электронной торговли без прохождения таможенных процедур и без уплаты таможенных платежей. Это позволяет размещать товары близко к потребителю, сокращая срок доставки, не неся при этом затрат на таможенное оформление всей партии товара. При необходимости излишек товара можно реэкспортировать.

Эта опция на начальном этапе будет доступна только крупному бизнесу ввиду того, что требуется обеспечение в размере 500 тыс. евро. Реалистичной выглядит ситуация, когда небольшие и средние продавцы будут пользоваться услугами оператора электронной торговли для использования преимуществ бондового склада. В такой концепции видится логичным получение крупными маркетплейсами статуса оператора.

Для физических лиц – вводится специальный режим для покупок из-за рубежа на интернет-площадках. Статус таких товаров во многом идентичен товарам для личного пользования, однако есть ряд отличий. Снижается ставка таможенной пошлины (с 15% до 5%), при этом, стоимость товара (база для расчета таможенной пошлины) не уменьшается на размер необлагаемого минимума (200 евро) при расчете таможенного платежа. Кроме того, в отношении товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами за пределами ЕАЭС, будут действовать новые запреты и ограничения. Например, исключается возможность приобретения лекарственных средств.

Чем мы можем помочь

Специалисты Taxology

будут рады помочь вам по следующим направлениям:

  • Проконсультировать относительно получения статуса оператора электронной торговли и путей его наиболее эффективного применения
  • Повысить защищенность бизнеса при осуществлении ВЭД путем сопровождения контрольных мероприятий таможенных органов
Более подробно обсудим предстоящие масштабные изменения в Таможенный кодекс ЕАЭС в части электронной торговли на нашем вебинаре, который состоится 20 февраля 2025 года.
CustomsAlert для Вас представили:
Надеемся, что наш алерт будет полезен в Вашей работе!