Существенным изменениям подверглись статьи 7 и 312 НК РФ, устанавливающие общие условия и порядок применения концепции фактического получателя (бенефициарного собственника) дохода. Правда, эти изменения преимущественно закрепили уже сложившиеся на практике подходы, предложив лишь отдельные новеллы, но при этом решили далеко не все проблемы в данной сфере.
Например, встречавшееся и ранее применение сквозного подхода не только к дивидендам, но и к иным видам доходов сейчас полностью легализовано. Среди подобных «закрепляющих» изменений – одобрение «сквозного подхода» в ситуации, когда ФПД находится в юрисдикции без СИДН с Россией – в таком случае применяются общие положения части 2 НК РФ.
Важным техническим нововведением является необходимость определения наличия фактического права на доход применительно к каждой отдельной выплате дохода в виде дивидендов и (или) к группе выплат дохода в рамках одного договора. В некоторых ситуациях это может привести к необходимости более частого получения подтверждений от иностранного получателя, чем до сих пор. Правда, при регулярных и идентичных выплатах в рамках одного договора частота получения подобных документов может, напротив, снизиться.
Представляется, что прямое указание оценивать фактическое право применительно к доходу должно несколько скорректировать идею, предложенную в известном
Письме ФНС России от 28.04.2018 № СА-4-9/8285@ «О практике рассмотрения споров по применению концепции лица, имеющего фактическое право на доход (бенефициарного собственника)» (см.
TaxAlert № 90). Как известно, данное письмо содержит в себе критерии оценки не дохода, а деятельности компании-получателя на предмет наличия признаков «кондуитности» в целом. Возможно, оценка каждой конкретной выплаты вместо оценки компании-получателя снизит риски отказов в применении пониженных ставок из-а т.н. «прецедентного подхода», когда один отказ влечет за собой по сути невозможность применения льгот по соглашениям в дальнейшем без существенного изменения обстоятельств сделок и выплат.
Аналогичные правила теперь закреплены в НК РФ и для физических лиц-резидентов России.
Одним из наиболее любопытных и значимых изменений в рамках всей концепции и статьи 312 НК РФ представляется возможность применения сквозного подхода к дивидендам, выплачиваемым иностранным лицам из государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Ранее сквозной подход формально мог применяться исключительно компаниями из стран, с которыми у РФ заключены СИДН, или в случае, если ФПД являлись российские лица.
Согласно изменениям, по квазиказначейским акциям (долям), при непрерывном владении такими акциями (долями) на дату принятия решения о выплате дивидендов в течение не менее 365 календарных дней соответствующий доход не подлежит обложению налогом (держатель акций должен принадлежать эмитенту не менее чем на 50%).
Кроме того, из НК РФ исключено требование о применении льгот по СИДН в отношении дивидендов в доле, соответствующей доле участия в иностранной организации, что должно помочь применить сквозной подход в отношении дохода по неголосующим акциям.
Дополнительно устанавливается механизм применения сквозного подхода к доходам, полученным от передачи акций российских компаний в РЕПО или в займы ценными бумагами. Любопытно, что в соответствующем пункте прямо урегулировано, что в рамках сделок РЕПО признается выполненным условие отдельных СИДН о прямом и (или) косвенном участии фактического получателя дивидендов в российской организации, однако аналогичное правило в рамках общей концепции ФПД введено не было. Это означает сохранение неопределенности в вопросе, может ли признавшая себя ФПД организация второго и последующего звеньев владения долями (акциями) применять льготные ставки по СИДН, если последние требуют прямого участия (например, Кипр) или вовсе устанавливают порог в виде определенной доли такого участия (например, Нидерланды).
Упрощены требования к фактическому праву на доход для отдельных категорий получателей: физические лица, государственные суверенные фонды, публичные компании, российские и иностранные госкомпании (с долей прямого участия свыше 25% (50% для государств, не обеспечивающий налоговой информационный обмен с Россией). Для этих категорий достаточно документов, подтверждающих соответствующий статус.
Указанные изменения применяются в отношении выплат/получения доходов с 1 января 2018 года (с обратной силой).