Для физических лиц появляется (как общее правило) возможность обмена с налоговыми органами документами через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Например, через МФЦ можно подавать налоговую декларацию по НДФЛ на бумажном носителе (пункт 4 статьи 80 НК РФ).
Для организаций установлена обязанность (за отдельными исключениями) по информированию налогового органа об облагаемых транспортных средствах и земельных участках, по которым от налогового органа не получено сообщения об исчисленной сумме налога, а также установление налоговой ответственности за неисполнение этой обязанности (пункт 2.2 статьи 23 и пункт 3 статьи 129.1 НК РФ).
С апреля 2020 года у налоговых органов появится право информировать налогоплательщиков о наличии у них недоимки посредством СМС-сообщений или электронной почты, но только с письменного согласия этих налогоплательщиков и не чаще одного раза в квартал. (пункт 7 статьи 31 НК РФ).
В подпункте 9 пункта 3 статьи 45 НК РФ уточнен момент исполнения налоговым агентом обязанности по перечислению налога для ситуации, когда налог доначислен ему по результатам налоговой проверки (со дня предъявления платежного поручения в банк при наличии на нем достаточного остатка средств).
Единый налоговый платеж физического лица теперь будет охватывать и НДФЛ.
Установлен минимальный размер (порог) налоговой задолженности, необходимый для принятия решения о взыскании налога – 3 000 рублей, а также сроки для принятия такого решения в зависимости от последующего превышения либо непревышения этой суммы – в течение 2 месяцев со дня превышения порога, но если от даты образования самого раннего долга прошло не более 3 лет (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
С 2021 года установлено общее правило о зачете налоговым органом переплаты по всем налогам физических лиц без заявления налогоплательщика вне зависимости от вида налога (пункт 2 статьи 52 НК РФ).
Специальные правила определения налогового периода для вновь созданных/прекращенных налогоплательщиков не применяются при использовании ими не только спецрежима ПСН, но и ЕСХН, УСН и ЕНВД (пункт 4 статьи 55 НК РФ).
Банкротство индивидуального предпринимателя более не признается основанием для признания недоимки безнадежной (вероятно, ситуация должна охватываться банкротством физического лица).
В статье 64 НК РФ применительно к рассрочке уплаты налогов и сборов при невозможности единовременной уплаты доначисленных по итогам проверки сумм отменено условие о «коридоре» между 30 и 70% от выручки, которое закрывало путь к рассрочке для большинства налогоплательщиков. Одновременно установлено, что рассрочка может предоставляться на срок до года, если сумма задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафа не превышает 30% от выручки за последний год, и до 3 лет, если долг составляет 30% от выручки и более. По всей видимости, эти поправки могут сделать рассрочку более популярной, чем сейчас, хотя самое одиозное ее условие об отказе от оспаривания решения инспекции так и не отменено.
Предусмотрена публикация налоговыми органами в сети «Интернет» более не относимых к налоговой тайне сведений о принятии отдельных способов обеспечения исполнения обязательств по уплате налога (залог/арест имущества) и обеспечительных мер в отношении налогоплательщиков-должников (запрет на отчуждение имущества), а также об отмене или прекращении действия этих мер (пункт 4 статьи 72 НК РФ).
С апреля 2020 года предусмотрено общее правило об установлении залога в силу закона на имущество налогоплательщика при неуплате им в течение месяца налоговой задолженности, решение о взыскании которой обеспечено арестом имущества или запретом на его отчуждение (пункт 2.1 статьи 73 НК РФ). При этом если имущество уже находится в залоге у третьих лиц, то «налоговый залог» признается последующим, а если последующий залог в конкретном случае не допускается, «налоговый залог» не возникает. Сам такой залог не дает преимуществ в очередности исполнения требований, предшествующих уплате налогов (сборов).
По просьбе налогоплательщика-организации арест его имущества может быть заменен не только на залог, но и на банковскую гарантию или поручительство, которое должно соответствовать требованиям пункта 2.1 статьи 176.1 НК РФ (пункт 12.1 статьи 77 НК РФ).
В статье 78 НК РФ с 01.10.2020 утрачивает силу положение о том, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится только лишь по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Представляется, что это должно расширить границы использования подобных зачетов между видами налогов (косвенно такую возможность подтверждают и упомянутые выше изменения в статье 52 НК РФ применительно к физическим лицам).
Наконец закреплен в законе выработанный судами подход, согласно которому срок на возврат/зачет налога в случае проведения камеральной налоговой проверки начинает исчисляться по истечении 10 дней после завершения срока такой проверки.
Трехлетний срок на подачу заявления о возврате/зачете излишне уплаченного или взысканного налога теперь можно отсчитывать и от результата взаимосогласительной процедуры.
При принятии решения о возврате налогоплательщику в порядке статьи 79 НК РФ суммы излишне взысканной суммы налога налоговый орган погашает за счет этой суммы недоимку по любому виду налога (федеральному, региональному, местному), а не только по налогу соответствующего вида.
С 2021 года предусмотрена возможность проведения налоговыми органами камеральных проверок по НДФЛ в отношении доходов от продажи или в результате дарения недвижимости даже в случае непредставления соответствующим физическим лицом в установленный срок декларации по НДФЛ (пункт 1.2 статьи 88 НК РФ).
С апреля 2020 года предусмотрено полномочие должностного лица налогового органа, принявшего решение о взыскании недоимки с организации в размере более 1 млн. руб. (при неисполнении такого решения в течение 10 дней с даты принятия) по проведению однократного осмотра территорий, помещений, документов и предметов этой организации при наличии ее согласия (абзац 2 пункта 1 статьи 92 НК РФ).
При аналогичных условиях в статье 93.1 НК РФ появляется право налогового органа истребовать у организаций и предпринимателей документов/информацию об их имуществе, а при непредставлении ими этих документов/информации – истребовать их у иных лиц (пункт 2.1 статьи 93.1 НК РФ).
Происходит усиление терминологической путаницы: теперь в целях раздела V.II НК РФ «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга» используется термин «взаимосогласительная процедура в рамках налогового мониторинга», чтобы избежать путаницы с взаимосогласительной процедурой в области международных отношений и трансграничных сделок.
Срок давности по налоговым правонарушениям, предусмотренным ст.ст. 129.3, 129.5 НК РФ (неуплата налога в результате нарушений норм о ТЦО и КИК) с 29.10.2019 исчисляется в том же порядке, что и по правонарушениям, предусмотренным ст.ст. 120, 122 НК РФ (со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода).
|