Комментируемое дело ранее подробно освещалось нами в
TaxAlert № 91 сразу после рассмотрения в суде первой инстанции, что лишь подчеркивает важность поднимаемых в нем вопросов для многих налогоплательщиков.
Верховный Суд модифицировал прежние подходы к оценке юридической природы векселя для целей налогообложения (которые не отличались единообразием), по сути отказав ему в налоговой квалификации как нейтрального средства платежа. Безусловно, использовать вексель в таком качестве по-прежнему можно, но налоговые последствия должны отвечать положениям статьи 280 НК РФ и быть приближены по своему смыслу к уступке права требования по денежному обязательству.
С экономической точки зрения такое прочтение выглядит оправданным – последствия операций при уступке права требования во многом схожи с оборотом долговых ценных бумаг: и в 280, и в 279 статьях НК РФ доход от операции определяется с учетом расходов на приобретение соответствующего права требования или ценной бумаги.
Фактически такое приравнивание этих видов сделок в налоговых целях означает сужение сферы обращения векселей – налогово нейтральным в таком случае вексель остается только в случае оформления им отношений займа, в которых не предполагается перемена сторон (кроме случаев реорганизации).
Во всех остальных ситуациях уступка прав требования по тому же договору займа представляется более предпочтительной по сравнению с передачей векселя уже лишь потому, что возможный убыток от такой уступки не подлежит учету в отдельной налоговой базе, в отличие от оборота ценных бумаг. Единственным преимуществом векселя становится только легкость его оборота, однако, учитывая, что на практике передача векселя нередко оформляется самостоятельными договорами об отчуждении ценной бумаги, а сам по себе вексель как ценная бумага несет ряд специфичных рисков (не только налоговых), данное преимущество по сути нивелируется.
***
Намного более масштабным по своим последствиям представляется вывод Верховного Суда о порядке учета накопленного налогоплательщиком убытка прошлых лет.
С одной стороны, безусловно позитивно выглядит суждение о том, что налоговый орган обязан учесть соответствующий убыток, продекларированный ранее налогоплательщиком. Суд не указывает в Определении, в какой форме налогоплательщик должен заявлять о желании учесть такой убыток, однако с учетом обстоятельств комментируемого дела, точно неправомерным было бы требование к компании обязательно подать декларацию за проверяемый период с заявлением убытка. Иными словами, форма волеизъявления налогоплательщика в этом вопросе остается свободной.
В то же время на практике всегда возникал вопрос, каким образом проверить обоснованность такого убытка, который мог образоваться за пределами срока хранения первичных документов. С учетом отмены в 2017 году предельной «глубины» учета убытка, а также устоявшейся позиции из
Постановления Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12 налогоплательщики фактически обязаны были хранить документы до тех пор, пока сохраняется право на учет убытка.
Поскольку убыток представляет собой результат сравнения всех доходов и расходов налогоплательщика в пользу последних, на практике это привело к тому, что его ревизия инспекцией предполагает полную налоговую проверку правильности исчисления налога на прибыль за весь год по сути без учета ограничений на глубину проверки. Более того, налоговые органы и суды зачастую игнорировали доводы налогоплательщиков о том, что правильность формирования убытка в свое время была подтверждена в ходе соответствующих выездных проверок – и тогда по сути заявление убытка в следующих периодах открывало возможность для многократной проверки одних и тех же операций даже много лет спустя.
Суд при разрешении комментируемого дела попробовал найти компромисс между подобного рода избыточными требованиями налоговых органов и недопустимостью вовсе бесконтрольного зачета убытка.
На примере данного Определения видна формула, позволяющая налогоплательщикам в ответ на требования инспекции предоставить регистры налогового учета, демонстрирующие формирование показателей декларации.
Тем не менее, ВС РФ не освобождает налогоплательщиков от обязанности предоставлять первичные документы в подтверждение сведений из регистров. Этот посыл выглядит краеугольным камнем в его рассуждениях: в конечном итоге именно «первичка» подтверждает понесенные расходы. Единственным послаблением здесь выглядит признанное за налогоплательщиком право ссылаться на статью 93 НК РФ и отсутствие обязанности предоставлять в налоговый орган повторно ранее переданные тому документы.
Практически это означает, что при отсутствии налоговых проверок за периоды формирования убытков послаблений для налогоплательщиков не произошло. Однако если такие проверки были, следует хранить доказательства передачи в налоговый орган соответствующих документов как в ходе налоговых проверок, так и вне их рамок, – это должно существенно облегчить бремя налогового контроля «здесь и сейчас». Также самостоятельное доказательственное значение, хоть и не исчерпывающего характера, признано за регистрами налогового учета, на основе которых формируются показатели декларации.
В тексте Определения Верховный Суд уже привычно подчеркивает важность принципа добросовестного налогового администрирования, но почти не очерчивает его границы в обсуждаемом контексте: ведь по сути право налогового органа на изучение в том числе первичных документов за прошлые периоды не обусловлено ничем. Ограничено только связанное с ним право повторно истребовать уже однажды в прошлом предоставленные документы. К сожалению, Суд воздержался от более приятного для налогоплательщиков указания на то, что факт состоявшейся налоговой проверки периода образования убытка презюмирует правомерность его формирования и недопустимость повторного контроля.
Мотивы такого осторожного решения понятны, но в итоге широкая практическая применимость позиции Суда в «благоприятной части» вызывает сомнения перед лицом весьма вероятных злоупотреблений со стороны налоговых органов и желания запросить все без исключения первичные документы у компании (понимая, что собрать их спустя много лет чрезвычайно сложно), а равно провести ревизию ее расходов с учетом изменившихся за прошедшие годы правоприменительных подходов по отдельным вопросам.
Налогоплательщикам остается следить за развитием указанного дела при новом рассмотрении, а также ссылаться на тонкие намеки из текста Определения о том, что инспекция при истребовании документов должна учитывать их объем и важность для целей контроля.
Вероятно, именно этим обусловлен абзац из текста, где нижестоящим судам ставится в укор отказ от изучения вопроса, «в части каких именно статей затрат общество заявило о переносе убытка». Указанный аргумент выглядит неожиданно с учетом того, что убыток – это финансовый результат деятельности и вопрос всей совокупности затрат, а не отдельной их части. Тем не менее, налогоплательщик, вероятно, должен иметь право в заявительном порядке ограничить предъявляемый убыток хотя бы конкретными периодами его образования, чтобы избежать чрезмерной по объему проверки «лишних» периодов.