Продолжают действовать лишь нормы вспомогательного характера: определяющие термины соглашений, правила налогового резидентства, механизмы устранения двойного налогообложения, нормы об обмене информации и некоторые другие.
Однако применение вспомогательных норм в подавляющем числе случаев привязано к действию основных норм (через формулировку «в отношении доходов, облагаемых налогом в соответствии с настоящим Соглашением» или аналогичных ей).
В связи с этим представляется, что продолжение действия вспомогательных норм не принесет практической пользы для налогоплательщиков в отношении «новых» доходов, в том числе физические лица в силу ограничения ст. 232 НК РФ не будут иметь право на зачет иностранного налога против уплаты НДФЛ в РФ по доходам, полученным после даты опубликования Указа (при этом юридические лица права на зачет не лишаются, поскольку НК РФ не предъявляет для них таких строгих условий, как для физлиц).
Однако имеются и исключения из этого правила. Так, например, в соответствии с СоИДН между РФ и США устранение двойного налогообложение возможно не только в отношении доходов, облагаемых в соответствии с СоИДН, но и облагаемых в соответствии с национальным законодательством договаривающихся государств (ст. 22). Это однозначно дает физическим лицам право на зачет американского налога против НДФЛ в РФ.
В то же время с учетом одностороннего характера приостановления СоИДН нельзя исключать, что Минфин России выпустит разъяснения, в соответствии с которыми право физических лиц на зачет сохраняется, несмотря на формулировки норм СоИДН. Вероятность таких разъяснений весьма высока с учетом
ранее высказанных комментариев Минфина России о стремлении сохранить за физлицами право на зачет при приостановлении СоИДН и самого факта сохранения в силе данных статей СоИДН.
При этом вспомогательные нормы СоИДН могут помочь налогоплательщикам реализовать свои права в отношении «старых» доходов (например, Россия формально может продолжать направлять и получать запросы об обмене налоговой информацией на основании соответствующей нормы СоИДН).
В то же время применение указанных вспомогательных норм на практике будет зависеть и от позиции государств, нормы СоИДН с которыми РФ приостановила. Не исключено, что такие государства перестанут применять СоИДН в полном объеме, сославшись на отказ РФ применять СоИДН в части отдельных норм.
Кроме того, частичный характер приостановления СоИДН позволяет продолжать пользоваться рядом льготных положений НК РФ, привязанных к самому факту наличия у РФ СоИДН с иностранным государством (например, определять прибыль КИК по финансовой отчетности без положительного аудиторского заключения (п. 1.1 ст. 309.1 НК РФ)).