Указ № 322 устанавливает особый порядок уплаты лицензионного вознаграждения следующим категориям правообладателей:
1) Иностранным правообладателям, которые являются (подп. «а» п. 1 Указа):
- иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают недружественные действия в отношении России и российских лиц;
- любыми лицами [1] (в том числе российскими), которые находятся под контролем указанных в предыдущем подпункте иностранных лиц.
Критерий связи с недружественным иностранным государством выполняется в том числе при наличии у иностранного лица гражданства такого государства, а также если такое государство является местом регистрации, местом преимущественного ведения иностранным лицом хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения им прибыли от деятельности (там же).
Однако даже если правообладатели отвечают перечисленным критериям, действие Указа не распространяется на выплату им платежей за объекты интеллектуальной собственности в следующих случаях (п.п. 16 и 17 Указа):
- правообладатели надлежащим образом исполняют свои обязанности по договорам, заключенным с должниками;
- платежи осуществляются по лицензионным договорам, необходимым для ввоза в Россию лекарственных средств, медицинских изделий, промышленной и сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, а также для оказания услуг связи и услуг по пропуску трафика;
- объекты интеллектуальной собственности используется физическим лицом – резидентом для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, и в отсутствие цели получения прибыли или дохода, при этом платеж не превышает 100 тыс. рублей (эквивалентной суммы в иностранной валюте);
- правообладатели удовлетворяют одновременно двум условиям:
- если иностранные лица, которыми являются правообладатели или под контролем которых находятся, сами находятся под контролем российских юридических или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические или физические лица). Учитывается также косвенный контроль, «проходящим» через недружественные государства;
- информация о контроле над такими лицами раскрыта российскими юридическими или физическими лицами российским налоговым органам;
2) Любым правообладателям, публично поддержавшим санкции в отношении России или российских лиц, либо призвавшим к ним (подп. «б» п. 1 Указа);
3) Любым правообладателям, запретившим после 23.02.2022 использование в России своих объектов интеллектуальной собственности либо установившим запрет на такое использование для одного или нескольких лиц, если это не связано с экономической целесообразностью (подп. «в» п. 1 Указа);
4) Любым правообладателям, прекратившим, приостановившим, или существенно ограничившим деятельность в России, если это не связано с экономической целесообразностью (подп. «г» п. 1 Указа);
5) Любым правообладателям, совершившим публичные действия по дискредитации Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами России, либо публично распространившим под видом достоверных сообщений заведомо ложную информацию об использовании указанных Сил (подп. «д» п. 1 Указа);
6) Любым правообладателям, распространившим в сети Интернет и других сетях информацию, выражающую в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам России, Конституции Российской Федерации или органам государственной власти (подп. «е» п. 1 Указа).
Под действие Указа подпадают любые платежи в пользу указанных правообладателей, связанные с объектами интеллектуальной собственности, среди которых отдельно названы (п. 2 Указа):
- Вознаграждение;
- Платежи, связанные с осуществлением и защитой исключительных прав, принадлежащих правообладателю;
- Неустойки, штрафы, пени и иные финансовые санкции;
- Задержанные (просроченные) платежи, срок уплаты которых истек, но которые не были фактически перечислены правообладателю по состоянию на 27.05.2022.
Особый порядок применяется в случаях, когда должник, выплачивающий платежи в пользу указанных правообладателей, извещен об обстоятельствах, описанных в пунктах 1 - 6 выше (там же). Извещением считается опубликование информации о данных обстоятельствах в СМИ или ее размещение на официальных сайтах государственных органов в сети Интернет (там же).
Особый порядок предполагает, что с момента извещения должника об обстоятельствах, описанных в пунктах 1 – 6 выше
все платежи в пользу правообладателя производятся в рублях (рублевом эквиваленте суммы в иностранной валюте) путем перечисления денежных средств на специальный счет типа «О», открытый должником в уполномоченном банке на имя правообладателя. Присутствия или согласия последнего не требуется. Для открытия такого счета должник должен направить в уполномоченный банк заявление (п.п. 2, 6 и 9 Указа).
Постановлением Правительства РФ № 1031 утверждены критерии, которые позволяют определить уполномоченные банки – это принадлежность банка к определенной рейтинговой группе и принятие таким банком решения осуществлять деятельность уполномоченного банка (с опубликованием соответствующей информации на своем сайте – п. 1 Постановления).
Допускается открытие только одного счета «О». Если счет «О» на имя данного правообладателя уже открыт, должник должен перечислять платежи по лицензионному договору по реквизитам уже открытого счета (п. 5 Указа).
О реквизитах счета «О» обязан сообщить и сам правообладатель по требованию должника, если такие реквизиты известны правообладателю. Однако Указом не установлено обязанности правообладателя самостоятельно открывать специальный счет.
Между тем, на правообладателей возлагается другая обязанность. В случае, если он заключает соответствующие договоры с любым обратившимся к нему лицом и (или) любое лицо, использующее объекты интеллектуальной собственности правообладателя, должно осуществлять платежи в пользу последнего, правообладатель обязан опубликовать сведения о реквизитах специального счета «О» на своем сайте в сети Интернет и обеспечить техническую возможность внесения должниками платежей на счет «О» (п. 8 Указа).
При этом
перечисление платежей на счет «О» является обязанностью должника лишь в случае, когда правообладатель дал на это согласие (в том числе с использованием электронных либо иных технических средств). Если такое согласие не получено, должник вправе не осуществлять выплаты вовсе до его получения. В таком случае должник не считается нарушившим свои обязательства, за ним сохраняется право использовать объект интеллектуальной собственности на прежних условиях (п.п. 10 – 12 Указа).
Режим специального счета «О» определяется решением Совета директоров Банка России (п. 9 Указа), однако, по имеющейся на дату настоящего алерта информации, такое решение еще не опубликовано.
Наконец, исполнение обязательств без использования счета «О» в случаях применения Указа не допускается (п. 13 Указа). Переводы со счета «О» на иные счета правообладателя допускаются только по решению Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российскую Федерацию, которое может содержать условия действительности такого разрешения (п.п. 14 и 15 Указа).
[1] Формулировка Указа несколько отличается, однако в ней, по всей видимости, допущена логическая ошибка: скорее всего имеются в виду любые правообладатели (в том числе российские), которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с недружественными государствами.