СТАТЬИ

Верховный Суд РФ снова напомнил о необходимости защиты правомерных ожиданий инвесторов

17.11.2021 принято Определение Верховного Суда РФ от 14.10.2021 № 310-ЭС21-11695 по делу № А14-65/2020. Кассационная жалоба АО «Воронежсинтезкаучук» (далее – Общество, налогоплательщик) была удовлетворена, дело направлено на новое рассмотрение с указанием на необходимость учета правомерных ожиданий налогоплательщиков. Уже второй раз за эту осень высшая судебная инстанция высказывается по вопросу стабильности условий применения инвестиционных налоговых льгот.

Фабула дела:


Общество заключило соглашение с Воронежской областью о реализации инвестиционного проекта. К созданному в рамках проекта имуществу налогоплательщик в 2014 – 2016 гг. применял ставку налога на имущество 0,2% на основании Закона Воронежской области от 27.11.2003 г. № 62-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон № 62-ОЗ). Льгота применялась при условии, что стоимость введенных основных средств по инвестиционному проекту превысила 80 % от базы по налогу на имущество на отчетную дату (далее – коэффициент обновления).
Исходя из расчетов налогоплательщика, на дату завершения проекта 31.05.2013 г. стоимость новых вводов основных средств составила 4 289 765 558 руб., а база по налогу на имущество – 3 430 512 594 руб., причем:
·      из новых вводов 3 167 200 217 руб. – движимое имущество, 1 122 565 341 руб. – недвижимое имущество;
·      средняя стоимость имущества в 3 430 512 594 руб. определена за вычетом движимого имущества, принятого на учет после 01.01.2013 г. и исключаемого из-под налогообложения на основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2012 г. № 202-ФЗ).
Общество путем деления 4 289 765 558 руб. на 3 430 512 594 руб. получило коэффициент обновления более 0,8, в связи с чем применяло ставку 0,2%.

Позиция налогового органа:


  1. В спорные периоды движимое имущество не облагалось налогом согласно статье 374 НК РФ.
  2. Налоговый орган посчитал подобный расчет коэффициента обновления неверным, поскольку введенное Обществом движимое имущество не облагалось налогом на имущество.
  3. В региональном законе порядок определения коэффициента обновления сформулирован таким образом, что категории «стоимость основных средств организации, введенных по инвестиционному проекту» и «налогооблагаемая база» определены как часть и целое.
  4. Законодательство Воронежской области не может толковаться в отрыве от изменений в НК РФ, исключивших движимое имущество из налоговой базы.
  5. В связи с изложенным, коэффициент обновления должен определяться путем деления 1 122 565 341 руб. на 3 430 512 594 руб. Согласно статье 1 Закона № 62-ОЗ при таком коэффициенте применяется ставка 1,6%.

Позиция Общества


  1. Изменение федерального законодательства, повлекшее опосредованным путем изменения требований для получения льготы по налогу на региональном уровне, не может служить основанием для отказа в применении льготы для инвестора, приступившего к реализации инвестиционного проекта до принятия законодательных изменений.
  2. Последующее изменение федерального законодательства не должно применяться с обратной силой к добросовестному инвестору.

Позиция Верховного Суда РФ:


  1. Изменения налогового законодательства, ограничивающие применение налоговых льгот, не могут применяться с обратной силой к длящимся правоотношениям по осуществлению инвестиционной деятельности.
  2. Поскольку понятие «налоговая база налога на имущество» на момент начала инвестирования включало в себя и движимое, и недвижимое имущество, то коэффициент обновления не может рассчитываться только с учетом недвижимого имущества.
  3. Общество выполнило условия инвестиционного соглашения и правомерно ожидало применение к нему налоговых льгот по окончании осуществления капитальных вложений.
  4. Из обстоятельств, которые были установлены нижестоящими судами, не усматривается, что инвестор получил причитающуюся ему государственную поддержку иным способом, нежели чем через льготу по налогу на имущество (например, через предоставление субсидии в сумме, которая эквивалентна уменьшению суммы налогового стимулирования).
  5. Тем не менее, инвестор не вправе получить налоговую выгоду одновременно как за счет применения региональной льготы, так и за счет освобождения от налога движимого имущества на федеральном уровне. Поэтому при определении того, ухудшено ли положение инвестора в результате изменения редакции НК РФ и для определения окончательного размера налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам реализации инвестиционного проекта, должна быть определена налоговая выгода, которая получена обществом в связи с исключением движимого имущества из объекта налогообложения.

Оценка Taxology



В Определении от 14.10.2021 № 310-ЭС21-11695 Верховный суд РФ вновь обратил внимание на то, что положение инвестора, существовавшее на момент начала осуществления вложений, не может ухудшаться ввиду изменившегося правового регулирования или толкования законодательства о налоговых льготах. Ранее эта позиция была высказана в Определении от 28.09.2021 № 308-ЭС21-6663 по делу ПАО «Северсталь».
Высшая судебная инстанция, развивая свою сентябрьскую позицию, предлагает ясное мерило для установления ухудшения положения инвестора. Поскольку суть инвестиционных налоговых льгот состоит в имущественной поддержке инвестора, то при рассмотрении вопроса о нарушении стабильного режима экономической деятельности необходимо сопоставить планируемую сумму государственной поддержки с той, которая была получена фактически. При этом для определения фактического размера мер стимулирования учитываются все льготы, которые были применены налогоплательщиком по одним и тем же капитальным объектам.
Позиции, сформулированные в Определениях Верховного Суда РФ от 14.10.2021 № 310-ЭС21-11695 и от 28.09.2021 № 308-ЭС21-6663, закрепляют вывод о том, что по результату реализации проекта инвестор должен получить тот налоговый эффект, который бы возникал при надлежащем выполнении им инвестиционного соглашения. Публичный субъект не вправе уже по окончании инвестиционного проекта по каким бы то ни было основаниям уклоняться от выполнения своих обязательств перед инвестором, добросовестно выполнившим условия инвестиционного соглашения.

Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.

Ознакомиться с услугами по налоговым льготам


Налоговые льготы Сергей Семенов