При подготовке законопроекта «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности» (СЗПК), внесенного в Госдуму в начале ноября, Минфин «в ручном режиме» провел опрос владельцев российских крупнейших компаний, а также миллиардеров из российского списка Forbes. Ведомство интересовалось, сколько денег они готовы вложить в экономику, если введут предусмотренный будущим законом механизм стабилизации условий, сообщил Андрей Иванов сенаторам.
В беседе с «Известиями» Андрей Иванов уточнил, что до 2024 года из этих 70 трлн Минфин рассчитывает привлечь хотя бы 30 трлн.
Ключевая идея законопроекта — гарантия неизменности для инвесторов условий ведения бизнеса, прежде всего фискальных. Предусмотрено два режима: общий и проектный. Первый предусматривает защиту на три года от любых норм, ухудшающих условия инвестиционной деятельности. Проектный режим еще более лоялен, однако ориентирован на крупные мероприятия. Он гарантирует неизменность ставок по ряду налогов (на прибыль, на имущество, транспортному и земельному) на срок от 6 до 20 лет, а также условий техрегулирования, лицензирования, землепользования и застройки территорий минимум на три года.
По сути, предлагаемое регулирование востребовано среди инвесторов. Однако притоку инвестиций мешает не только изменчивость правовой среды, но и забюрократизированность, заявил «Известиям» член комитета СФ по бюджету и финрынку Эдуард Россель. По его мнению, это касается, например, длительных сроков согласования разрешительных документов или выдачи лицензий. Для того чтобы резко ускорить вложения в экономику, необходимо создать долгосрочную программу инвестиций. Такого системного документа у нас пока нет. Кроме этого, в России довольно высокие ставки по кредитам. Доля заемных средств в экономике у нас в несколько раз ниже, чем у развитых стран, добавил он.
Региональные бюджеты действительно и так лишены значительной доли налоговых поступлений, которые генерируются на их территории: НДС, части акцизов и так далее, подчеркнул партнер юридической компании Taxology Михаил Успенский. С другой стороны, у субъектов есть собственные механизмы стимулирования капиталовложений, те же РИПы (региональные инвестпроекты). Кроме того, для субъектов режим обещает создание новых рабочих мест и инфраструктуры. Насколько он будет успешен, сказать сложно, отметил эксперт. Действующие преференции для инвесторов характеризуются рядом проблем: например, многие проекты в специальных экономических зонах не доводятся до конца.