Споры о том, что делать с неналоговыми платежами, ведутся не первый год. Сейчас они регулируются отдельными нормативными актами, взимаются по разным правилам и разными ведомствами. Так, плату за загрязнение окружающей среды и экологический сбор собирает Росприроднадзор, плату с операторов связи – ФГУП при Россвязьнадзоре, утилизационный сбор – ФНС и ФТС.
При общей налоговой нагрузке в 31% ВВП неналоговая нагрузка на бизнес в 2017 г. составила 0,79%, оценивал Минфин в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики. Закрепление ее на таком уровне – одна из мер одобренного правительством плана ускорения роста инвестиций.
Еще в марте 2016 г. президент Владимир Путин поручал создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним. В январе 2017 г. правительство ввело мораторий на появление новых платежей, тем же летом появился их реестр и даже законопроект, объединяющий их в отдельный кодекс. Дальше дело так и не сдвинулось, замечает партнер Taxology Алексей Артюх.
«Есть риск, что нас ждут либо годы вялой согласительной работы, либо принятие закона в любой редакции по указке сверху, а значит, сырые нормы и потери бизнеса, – беспокоится Артюх. – Обещания не повышать нагрузку звучат каждый год аккурат накануне очередного прямого или косвенного повышения налогов. И уже вызывают у бизнеса не надежду, а тревогу»