Бланкет — это блюдо французской кухни, которое готовят из светлого мяса и подают под густым белым соусом. Свое название оно берет от слова «blanc», в переводе с французского — «белый». В юриспруденции бланкетными называют отсылочные нормы, которые сами по себе ничего особо не регулируют, а направляют за ответами в другие документы.
В итоге у законодателя получился трехслойный цифровой пирог: «Кодекс-Закон-Центробанк». Гражданский кодекс готов признавать цифровыми правами только те активы, которые прямо поименованы в законе. Однако второй корж пирога до сих пор находится в печи — профильный закон «О цифровых финансовых активах» (ЦФА) забуксовал в недрах Госдумы. Рецепт же третьего слоя — тайна за семью печатями. Специфику оборота цифровых прав планируется регулировать отдельными инструкциями Центробанка, сроки выхода которых еще даже не обсуждались.
У такого матрешечного подхода, безусловно, есть свои преимущества. Поправки в ГК РФ начали защищать участников оборота еще на стадии первого чтения. В частности, на данный законопроект ссылался суд апелляционной инстанции в деле гражданина Царькова, пресекая использование биткоина в незаконных схемах по выводу активов в преддверии банкротств. На свежеиспеченных правках основывалась прокуратура Омской области, отзывая свой иск о блокировке агрегатора онлайн-обменников bestchange.ru.
Поэтому стоит признать, что при всей своей неоднозначности внесенные изменения уже принесли определенную пользу. Небольшую ложку дегтя, конечно, добавляет неточность формулировки, которая потенциально может заблокировать передачу цифровых прав по наследству. Но и эту неловкость можно исправить в ходе дальнейшей работы над законопроектом о ЦФА. Однако руководство Минфина утверждает, что законопроект «застрял», так как Правительство не может договориться с депутатами по поводу легализации или запрета криптовалюты на территории страны. Ситуация описывается как «идеологический тупик». И тем не менее, это прекрасная новость!
Еще полгода назад госчиновники просто отмахивались от обсуждения судьбы классических криптовалют — платежных токенов, выпущенных на публичных блокчейнах. Но в начале года катализатором событий выступила ФАТФ — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — межправительственная организация, ответственная за мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, в которую входят 37 ведущих стран мира, включая Россию.
В начале года Москву посетили эмиссары ФАТФ, и через некоторое время на авансцену вышел Пленум Верховного суда РФ. Судьи поправили свое же постановление от 2015 года, уточнив, что уголовное наказание за легализацию преступных доходов должно распространяться и на операции с криптовалютой. Чуть позднее ФАТФ опубликует расширенные рекомендации по контролю за криптовалютами. И, судя по опыту прошлых лет, страны-участницы последуют рекомендациям глобального антиотмывочного регулятора и внесут корреспондирующие правки в свое законодательство.
Однако несмотря на призрачную тропинку до выхода из «идеологического тупика» еще далеко. Проект закона о ЦФА оставляет за бортом не только классическую платежную криптовалюту а-ля биткоин, но и все цифровые монеты, выпущенные на открытых (публичных) блокчейнах. В серой зоне останется даже флагман индустрии — система Ethereum, появление которой предопределило бум криптопроектов последних лет, и с основателем которой Президент РФ встречался лично.
Одной из ключевых особенностей публичных блокчейнов является отсутствие центрального оператора, ответственного за управление системой. Без него можно обойтись, так как целостность информации надежно обеспечивается технологическими и программными методами. Закон о ЦФА планирует регулировать только приватные блокчейны с центральными операторами, и пронизан идеологией жесткого контроля над ними. Самый яркий пример — условие о том, что оператор информационной системы обязан обеспечить внесение (изменение) записей о цифровых финансовых активах на основании вступившего в законную силу судебного акта, исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя. Исполнить такие требования публичным блокчейнам вряд ли под силу. Но стоит ли, руководствуясь благими намерениями, мостить дорогу к изоляции российских пользователей от передовых блокчейн-технологий?
В поисках ответа на данный вопрос важно учитывать главное: необходимость защиты интересов простых граждан. Инструменты для этого можно позаимствовать как из зарубежной, так и из отечественной практики, например: поголовное лицензирование криптобирж и обменников с жестким соблюдением антиотмывочных требований; постановка на учет иностранных игроков с использованием инфраструктуры «налога на Гугл»; мониторинг и блокировка биткоин-миксеров; полный запрет на анонимные криптовалюты по типу Monero, ZCash и Dash; усиление давления на финансовые криптопирамиды и мошеннические криптофонды и пр.
Во избежание социальных потрясений Банку России логично предоставить право устанавливать продуманные лимиты на покупку криптовалюты неквалифицированными инвесторами с плавным понижением порогов в течение нескольких лет. Покупка и владение криптовалютами должны стать простыми, прозрачными и безопасными. Однако абсолютно оправдан полный запрет на расчеты в криптовалюте как для граждан, так и для юридических лиц, ведь единственным законным платежным средством на территории нашей страны является российский рубль.