Число плательщиков «налога на Google» выросло в шесть раз
С января иностранцам пришлось вставать на учет в ФНС и платить налог, который до этого годами за них исчисляли заказчики
С 2019 г. механизм выплаты «налога на Google» изменился – иностранные компании должны платить НДС за электронные услуги, оказанные не только россиянам, но и российскому бизнесу.
Механизм вызывал у компаний много вопросов. Закон создает «ощутимые неудобства», которые могут стать дополнительным барьером для ведения бизнеса в России, жаловался в письме в Минфин и ФНС гендиректор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф, предлагая вернуться к прежнему порядку – когда НДС исчисляли российские заказчики.

Тем не менее с начала года на учет в ФНС встало 1200 компаний, продающих услуги российскому бизнесу, сообщила ФНС, а в ближайшее время встанет еще 100. Всего на налоговом учете стоит 1400 иностранцев – поставщиков электронных услуг. Первые 200 из них начали платить «налог на Google» еще в 2017 г. за продажу в интернете игр, музыки, книг и т. д. людям. В первый год ФНС удалось собрать 9,4 млрд руб. НДС, а в 2018 г. – уже 12 млрд.

К электронным услугам относятся передача прав на использование программ, реклама, поддержка сайтов, хранение и обработка информации. Но определение размытое, рассказывал топ-менеджер крупной компании, и под действие закона попали многие документы, например лицензии и технические договоры. Из-за неопределенности крупные холдинги приостановили платежи за услуги иностранцам, причем не только по электронным услугам, говорят два сотрудника международных компаний. И поступления по итогам I квартала могут сократиться, предупреждал партнер Taxology Алексей Артюх.