Пополнить бюджет: какими будут налоги во втором полугодии
Бизнес ждет выхода из режима самоизоляции, а с ним и новых налоговых проверок. Пока все сидели по домам, ФНС не прекращала работу
Право.Ру спросили юристов о плюсах и минусах «налоговой удаленки», разобрались, как продлить сроки ответов ФНС, и выяснили, какие перемены будут в налоговых проверках во втором полугодии и к чему готовиться бизнесменам. Резюме: расслабляться не стоит, а за любые льготы придется платить.
Требования ФНС: продлеваем сроки

Сейчас у налоговых органов фактически отсутствует механизм принуждения к исполнению требования. Скорее всего, требования будут «придерживаться» налоговыми органами до 31 мая 2020 года либо дублироваться после снятия ограничений (при их неисполнении). Что касается требований об уплате налогов, то ФНС России обещает не инициировать процедуру взыскания налогов до 31 мая 2020 года. Но Постановление Правительства РФ № 409 не предусматривает, что будут приостановлены взыскания по уже вступившим в силу решениям налоговой.

Алексей Артюх, партнер Taxology, указывает на нюансы в связи с нерабочими днями. Если срок ответа на требование попал на нерабочий день, то он истечет в первый рабочий, говорит он. «Для абсолютного большинства налогоплательщиков Постановление № 409 и режим нерабочих дней отодвинули сроки слишком существенно. Вероятно, что при условии, что мы не выйдем из этого режима до конца мая, правительству придется скорректировать подходы, чтобы не остановить любой налоговый контроль в стране, кроме камерального, полностью. Карантин карантином, а налоги собирать нужно», – говорит Артюх.

Новые и приостановленные проверки: ожидания

Принципиально механизмы взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами изменятся не очень сильно, считают опрошенные «Право.ru» юристы. Артюх полагает, что количество личных контактов будет сведено к минимуму, меньше будет вызовов «для общения». Вероятно, что по некоторым категориям дел будет меньше массовых и необоснованных допросов «для галочки».

Новое полугодие, новые риски

Наиболее очевидная цель как для бизнеса, так и для государства в текущих условиях – восполнение потерь, которые вызваны реализацией экстренных мер по борьбе с пандемией коронавирусной инфекции.

Защита интересов бюджета будет связана с усовершенствованием средств автоматического сбора и обработки информации о деятельности налогоплательщиков. «ФНС, думаю, воспользуется ситуацией, чтобы оптимизировать алгоритмы проведения контроля, упростить, автоматизировать их, сделать менее затратными и более эффективными», – считает Артюх.

Артюх отмечает, что антикризисные меры породят новый вид споров – о дроблении бизнеса в целях получения отдельными субъектами статуса МСП и права на применение пониженных ставок страховых взносов, иных преференций, которые еще могут появиться.

Споры о дроблении бизнеса для получения преференций

«Фактура таких споров будет схожа с текущей проблематикой «дробления». Разница – лимитные показатели выручки и численности для субъектов МСП намного больше, чем для применяющих налоговые спецрежимы.

Претензии могут возникнуть к компаниям, созданным не для получения налоговой выгоды, а применяющим общую систему налогообложения.

Способы защиты традиционные – мотивированное обоснование деловой цели структуры группы компаний, включающей в себя лиц, подпадающих под критерии субъектов МСП. «Налоговый резерв» наверняка будет усмотрен в различного рода льготах и преференциях, предоставление которых будет контролироваться предельно тщательно и до, и постфактум», - комментирует Алексей Артюх.

Не стоит ожидать снисхождения и иностранным компаниям и их «дочкам» в России. Получение статуса МСП для них затруднено законом уже сейчас, отмечает Артюх. Меры господдержки, как объявлено, тоже не будут предоставляться системообразующим компаниям с долей иностранного участия свыше 50%. «Следовательно, такая дискриминация иностранных лиц может быть сигналом к дальнейшему ужесточению администрирования таких налогоплательщиков, а также к прицельному контролю за налогообложением любых трансграничных транзакций, которые вызывают подозрения в выводе прибыли за рубеж», – говорит партнер Taxology. Тренд далеко не новый, он существует в администрировании уже последние несколько лет.

«Предельно жесткая позиция государства по таким вопросам оправдана позицией легкого поиска источников пополнения бюджетного дефицита, но может оказаться фатальной с точки зрения перспективы, доверия инвесторов к правилам игры и будущих иностранных инвестиций, необходимых для восстановления экономики после кризиса»

«Экономика и финансы переходят «на военные рельсы», то есть за любые сегодняшние меры государственной поддержки, каковы бы они ни были, придется заплатить налогоплательщикам в скором будущем, поэтому и налоговый контроль будет нацелен на эффективный сбор денежных средств для балансирования бюджета. Предоставление сегодня отсрочек бизнесу – практически единственная мера поддержки, выходящая за периметр круга субъектов МСП, – завтра обернется жесткими вопросами к любым оптимизационным механизмам и не только», - отмечает Алексей Артюх.