Согласно НК, главное отличие налога от сбора — это его безвозмездность и нецелевой характер. Он взимается на нужды страны в целом, а не для решения конкретных проблем. Включение в НК шести платежей (экологического, утилизационного и курортного сборов, платы за негативное воздействие на окружающую среду, за проезд большегрузов по автодорогам («Платон») и использование связи) в виде налогов невозможно, поскольку они не безвозмездные и аккумулируются для определенных целей. Для того, чтобы закрепить эти сборы в налоговом статусе необходимо их существенно модифицировать, пишут аудиторы. По мнению СП, эти виды перечислений можно включать в кодекс только как сборы.
Кроме этого, СП обвинила Минфин в игнорировании других видов платежей, заслуживающих включения в налоговый кодекс. В частности, перечисления за использование водных объектов и за радиочастоты.
В целом работу по систематизации неналоговых платежей в СП назвали неудовлетворительной. Там отметили, что федеральные ведомства занимаются этим с 2015 года, однако пока нет ощутимых результатов. Аудиторы полагают, что необходимо вмешаться правительству: оно должно установить четкие сроки окончания оптимизации обязательных сборов, определения их статуса и уплаты.
В дискуссии о неналоговых платежах схлестнулось множество сторон с разными интересами, добавил эксперт юридической компании Taxology Алексей Артюх. Кроме этого, отсутствует явная политическая воля на решение проблемы, а со стороны бизнеса нет четкого запроса, как урегулировать этот вид фискальной нагрузки. Оптимальным вариантом специалист считает создание отдельного кодекса неналоговых платежей и закрепление уголовной ответственности за неуплату части из них. Ранее такая идея обсуждалась в рамках рабочей группы при правительстве. Минфин и Минэкономразвития даже подготовили специальный список сборов, в который вошло около сотни разных платежей. Но от этой идеи было решено отказаться.