Минфин предложил список оснований для отказа в приёме налоговых деклараций
Ведомство планирует усовершенствовать борьбу с подачей притворных деклараций, но ряд опрошенных экспертов полагает, что поправки могут осложнить жизнь и добросовестных налогоплательщиков
Министерство финансов опубликовало на regulation.gov.ru проект федерального закона, который определяет закрытый перечень оснований для отказа в приёме деклараций от налогоплательщиков. Авторы инициативы предлагают внести изменения в ст. 80 и ст. 88 Налогового кодекса.
В пояснительной записке объясняется: подготовка проекта обусловлена необходимостью совершенствования борьбы с «формально правомерными действиями по представлению налоговых деклараций с целью неисполнения (неполного исполнения) обязанностей по уплате обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом».

Законопроект включает в себя шесть оснований, при обнаружении которых налоговики смогут отказать в приёме декларации. Документ будет считаться непредставленным, если при проведении камеральной налоговой проверки выяснится, что он подписан неуполномоченным, дисквалифицированным или умершим (по данным реестра ЗАГС) лицом. В числе других предлагаемых причин для отказа:

  • наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о налогоплательщике или о его исключении из реестра;
  • наличие в ЕГРИП записи о прекращении физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя.
Если налоговый орган узнает хотя бы об одном из этих обстоятельств, он должен будет в течение пяти дней сообщить налогоплательщику о признании декларации непредставленной.

В законопроекте уточняется, что у налогоплательщика будет право представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов. Поправки также предусматривают возможность подачи уточнённой налоговой декларации. В таком случае первая камеральная проверка прекратится и начнётся новая.

Партнёр компании Taxology Алексей Артюх согласен с тем, что законопроект Минфина – это, по сути, легализация давней практики и пожеланий ФНС. Но, по мнению эксперта, предлагаемый механизм заявленных задач не решит. Напротив, он может создать риски для добросовестных налогоплательщиков в случае возникновения какой-либо проблемы, технического сбоя. Например, если в обществе появится новый директор, но информации о нём ещё не будет в ЕГРЮЛ, налогоплательщику придётся дополнительно подтверждать его полномочия, иначе «инспекция сочтёт его неуполномоченным лицом и откажет в приёмке декларации», что чревато пропуском срока декларирования и последующим штрафом.

Эксперт также полагает, что предлагаемый механизм не поможет в борьбе с «техническим обнулением» и уточнёнными декларациями – поставить электронную цифровую подпись формально уполномоченного лица не составит проблем, отметил Артюх. По мнению эксперта, Минфин видит проблему, но предлагаемое решение не помогает её преодолеть.