«Я протестую!»: как оспорить результаты налоговой проверки
Решения налоговиков по итогам проверки — это не приговор. Практика показывает, что при желании компания может оспорить значительную часть доначислений
Как это сделать, рассказал Леонид Сомов, партнер юридической фирмы Taxology
Если у вас прошла налоговая проверка и вы получили акт с доначислениями, это еще не означает, что претензии проверяющих нельзя оспорить. Первым делом необходимо подготовить возражения на акт проверки. Такое право налогоплательщика предусмотрено Налоговым кодексом (далее НК). Срок на подготовку и направление возражений в налоговый орган — один месяц со дня получения акта.

Рассмотрим, как правильно оформить возражения и какие процедуры нужно пройти, чтобы не упустить возможность снизить доначисления.

Как подготовить возражения

В НК указано, что возражения могут быть предоставлены как в целом по акту, так и по его отдельным положениям. То есть даже если просто укажете, что являетесь добросовестным налогоплательщиком, не нарушали законодательство и не согласны с актом проверки, то формально будет считаться, что возражения вы подали, а налоговики обязаны будут их рассмотреть. Но вряд ли вы тем самым добьетесь желаемого результата, поэтому лучше готовить мотивированные возражения.

Прежде всего опишите собственную позицию в отношении обстоятельств, которые изложили проверяющие в акте. Часто инспектора просто не понимают или не хотят понимать бизнес-логику тех или иных хозяйственных операций или сделок. Ваша задача — максимально просто и доступно пояснить,

- почему вы совершили ту или иную операцию;
- каких экономических выгод вы планировали достигнуть, какую деловую цель преследовали;
- какие конкретные факты, по вашему мнению, изложены проверяющими некорректно, - - искажены или не соответствуют действительности;
- какими документами или иными доказательствами вы можете подтвердить свою позицию.

Кстати, вместе с письменными возражениями вы можете предоставить в налоговый орган любые доказательства, подтверждающие обоснованность возражений: документы, выводы экспертизы, показания свидетелей. Налоговый орган обязан принять их во внимание. По наиболее спорным и рискованным вопросам, которые с большой вероятностью привлекут внимание налоговиков, рекомендуем готовить такие доказательства заранее, то есть собирать так называемый защитный файл. Это существенно упростит вам жизнь: ведь зачастую одного месяца на подготовку возражений недостаточно, чтобы собрать все необходимые данные.

На что еще обратить внимание

- Арбитражная практика. Налоговые органы часто не следят за тенденциями разрешения налоговых споров в судах и не учитывают, что тот или иной вопрос уже был разрешен в пользу налогоплательщика. Но даже если они знают, что суды не на их стороне, это не мешает предъявлять одни и те же однотипные претензии в надежде, что налогоплательщик недостаточно осведомлен о сложившейся судебной практике. Поэтому по каждому эпизоду, с которым вы не согласны, рекомендуем изложить не только свою правовую позицию, но и указать, что она подтверждается конкретными судебными кейсами. Лучше всего, если это будут споры, рассмотренные на уровне высших судов — Верховного или Конституционного. Убедительными будут выглядеть и ссылки на решения арбитражного суда вашего федерального округа.

- Процедурные нарушения. Ссылками на процедурные нарушения, допущенные в ходе проверки, рекомендуем не злоупотреблять. Указать на них можно, но класть их в основу своих возражений не стоит. Во-первых, эти нарушения могут быть устранены в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля или вышестоящим налоговым органом. Во-вторых, суды крайне редко отменяют решения налоговиков только из-за нарушения процедуры проверки.

Как реагируют налоговики

На практике инспектора довольно часто снимают свои претензии, после того как увидят, что спорная операция на самом деле обычная для вашего вида бизнеса и что вы не преследовали цели уклонения от уплаты налогов. Даже если этого будет недостаточно для решения в вашу пользу, налоговики по крайней мере поймут, что вы способны обосновать свою позицию и сделаете это при дальнейшем обжаловании в вышестоящем налоговом органе или суде. А для проверяющих очень важно, чтобы их претензии устояли, а потому могут и отказаться от каких-то претензий, если поймут их бесперспективность.

Разумеется, налоговые споры возникают не только из-за недопонимания специфики бизнеса, но и из-за неправильного применения норм закона как налогоплательщиком, так и налоговиками. Не секрет, что налоговое законодательство несовершенно, местами противоречиво, разобраться в нем не так легко. Поэтому неудивительно, что у налогоплательщиков и инспекторов могут быть абсолютно разные взгляды на правовую квалификацию одной и той же хозяйственной операции.

Именно поэтому так важно изложить в возражениях свою правовую позицию максимально обоснованно, со ссылками на конкретные нормы права и при необходимости на подзаконные акты.

Рассмотрение возражений

После того как подадите письменные возражения, у вас еще будет возможность обсудить их с руководством инспекции лично. НК предусматривает, что руководитель налогового органа (или его заместитель) обязан известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В рамках этой процедуры представитель налогоплательщика может изложить свою позицию или задать вопросы проверяющим. Одним словом, это возможность обсудить правонарушения, которые вменяют компании.

На рассмотрении материалов проверки в обязательном порядке присутствует сам начальник инспекции или его заместитель. Зачастую он не знаком с актом проверки или просмотрел его поверхностно, поэтому выступает, как правило, наблюдателем. Вашими основными оппонентами будут тот инспектор, кто проводил проверку, а также его коллеги из юридического отдела. Ваша задача — постараться убедить начальника инспекции, что его подчиненные допустили серьезные ошибки, вменив вам те или иные правонарушения, и вы готовы обжаловать это дальше, если доначисления не отменят по результатам рассмотрения материалов проверки.

После рассмотрения материалов проверки компании могут назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (ДМНК). По сути, это продолжение проверки. Однако следует помнить, что в акте, полученном вами по первоначальной проверке, уже не могут появится новые эпизоды, которые ухудшают положение налогоплательщика. На практике назначение ДМНК — это скорее положительный фактор. Он может свидетельствовать о том, что проверяющие хотя и не готовы сразу отказаться от каких-то эпизодов, но согласны рассмотреть аргументы и доводы налогоплательщика более подробно. Практически в 90% случаев после завершения ДМНК налогоплательщику удается улучшить свое положение, то есть уменьшить размер доначислений.

После окончания ДМНК вы получаете дополнение к акту налоговой проверки, на которое также можно направить письменные возражения. Но в данном случае у вас есть 15 дней на их подготовку.

Официальная статистика, которая демонстрировала бы общее количество или процент отмененных претензий налоговых органов по результатам рассмотрения возражений налогоплательщиков, отсутствует. Но опыт работы налоговых юристов, менеджеров и консультантов показывает, что после подготовки качественных возражений вполне реально снять 20–30% доначислений. Поэтому мы рекомендуем со всей серьезностью отнестись к этому процессу и по возможности доверить его профессионалам в области налогообложения.