Михаил Успенский
Партнер юридической компании Taxology, преподаватель Blockchain Lawyers
Пройденное первое чтение — важный сигнал обществу и государственным институтам: власть воспринимает криптотехнологии не как новомодную забаву, а со всей степенью серьезности. Мне запомнилось название одной из конференций, проходивших в Республике Татарстан, — «Блокчейн — новая нефть России». Поддерживаю этот призыв.
Законодателям предстоит синхронизировать все три законопроекта во втором чтении. Претензии к качеству нормотворческого материала я разделяю на две принципиальные группы.
Первая: несоответствие видения депутатов потребностям рынка. Сюда можно отнести инициативы, которым яростно противится криптосообщество. Среди прочего, это открытие криптокошельков для хранения токенов только через специальных российских операторов обмена цифровых финансовых активов, запрет обмена одних токенов на другие и ряд иных.
Вторая группа проблем: конкретные правовые формулировки, вопросы юридической техники. Я горячо приветствую предложение избавиться от сущности «цифровые деньги», классифицировав все токены в качестве имущественных прав. Несмотря на некоторые теоретически нестыковки, даже классические платежные токены вполне уживутся под таким определением. Это позволит унифицировать оборот, тем самым значительно упростив его.
В целом унификация подходов — главная юридическая задача для второго чтения. Но и в ней есть приоритет — определение токена. На мой взгляд, законодателю желательно отказаться от «цифровых финансовых активов» в пользу «цифровых прав». Формулировка последних на текущий момент не идеальна, но имеет огромный потенциал. В частности, я бы предложил исключить из определения упоминание кода, а также изменить императивный подход на диспозитивный.
Для налогообложения также существуют две приоритетные задачи — прямое освобождение оборота цифровых прав от НДС, а также распространение патентной системы на майнинговую деятельность.