Банкиры усомнились в клиентах
Запросы налоговиков стали поводом для санкций
Налоговики начали запрашивать у банков документы, полученные ими от клиентов в рамках контроля за соблюдением антиотмывочного законодательства (115-ФЗ). В ФНС подчеркивают, что мера носит «точечный» характер. Но реакция банкиров нередко оказывается непропорциональной — они трактуют сам факт запроса как повод для подозрений и резких шагов в отношении клиентов.
В письмах налоговики просят «в случае истребования у клиентов документов по сомнительным операциям клиента представить» их копии, а именно «документы, объясняющие источники поступления денежных средств и разъясняющие экономический смысл проводимых операций, а именно договоры с контрагентами», а также счета, счета-фактуры, накладные. Также налоговики просят предоставить информацию о том, блокировались ли счета компании за нарушения 115-ФЗ.

Кроме того, как следует из направляемых банкам писем, ИФНС интересуют документы, подтверждающие целевое назначение снятых наличных по чекам или с использованием корпоративных карт.

Партнер Taxology Алексей Артюх уточняет, что в отдельных случаях налоговики вправе запрашивать у банка «любую известную информацию по конкретной сделке с участием проверяемого лица». Но, отмечает юрист, в данном случае запрос «носит общий характер, то есть не ограничивается одной сделкой».

Между тем проблема у клиентов в результате запросов может возникнуть даже не с налоговиками, а с теми же банкирами. «Если в основании для запроса копий документов сотрудники ИФНС указывают подозрения в вовлечении компании в сомнительные операции, это само по себе может стать сигналом для банка запросить у клиента документы уже в целях антиотмывочного законодательства»,— пояснил заместитель главы НП «Национальный совет финансового рынка» Александр Наумов.