Бренды пограничной стоимости
3 июня 2024, Коммерсантъ
Импортерам придется доплатить таможне за товары под иностранными марками
Верховный суд РФ (ВС) опубликовал решение по спору одной из крупнейших российских виноделен «Фанагория» с таможней из-за пошлин на импортируемые брендированные пробки, штопоры и бокалы. Ведомство настаивало на включении в таможенную стоимость товаров роялти в пользу кипрского обладателя прав на знак Fanagoria. Компания отбилась от претензий в арбитражных судах, но экономколлегия отчасти поддержала таможню. ВС решил, что пошлинами облагается часть роялти, которая относится к ввозимым товарам. Проблема в том, что точно установить долю можно не всегда. Тогда таможенники смогут рассчитывать ее примерно, что создает риски для злоупотреблений, говорят юристы.


ВС рассмотрел спор ОАО «Агропромышленная фирма «Фанагория» (АПФ, выпускает тихие и игристые вина, бренди, виноградную водку, более 2 млн дал в год) с Краснодарской таможней. Таможенники в 2022 году предъявили АПФ претензии по расчету пошлин с ввозимых в июне 2016 — марте 2022 года товаров, маркированных знаком Fanagoria. Владельцем бренда тогда выступала кипрская Fanagoria Ltd, которой российская АПФ платила роялти. По мнению таможни, знак на импортируемой продукции (пробки для бутылок и сувениры, в том числе бокалы, штопоры, декантеры) придает товарам компании дополнительную ценность и повышает их узнаваемость, поэтому роялти должен включаться в таможенную стоимость. В итоге на €8,2 млн роялти и 113,5 млн руб. уплаченного с него НДС компании были доначислены таможенные платежи. Точная сумма неизвестна, юристы оценивали претензии примерно в 200 млн руб.

Но по жалобе таможни спор передали в экономколлегию ВС. В опубликованном 28 мая решении ВС отметил, что цели ввоза пробок — для «закупоривания винных бутылок», остальных товаров — для «привлечения внимания покупателей». При этом без уплаты роялти товары не могли быть введены в оборот в РФ, поэтому, решила коллегия, платежи включаются в таможенную стоимость.

Решение ВС в первую очередь коснется декларантов, которые импортируют брендированные товары, используемые для производства конечного продукта на территории ЕАЭС, отмечает юрист практики таможенного права и ВЭД Taxology Денис Сидоренков: «Это могут быть любые элементы упаковки, содержащие товарный знак, например, этикетки, крышки и т. д.». Чаще всего, практика встречается в пищевой и текстильной промышленности, виноделии и фармацевтике, а также при ввозе отдельных компонентов для химического производства, машиностроения и строительной отрасли.