Вследствие принятия новых нормативных правовых актов стал вопрос будущего лицензий и возможного применения института принудительного лицензирования.
Институт принудительного лицензирования в России существовал и ранее (ст.ст. 1239, 1360, 1362, 1423 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ)
[1], однако проходил через судебный процесс и с возможной выплатой компенсации правообладателю.
Так, 08.03.2022 года вступил в силу Федеральный закон № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с п. 13, ст. 18 Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе пересматривать перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса РФ о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы».
В дополнение к этому Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2022 года № 299 были внесены изменения, касающиеся изменения методики определения компенсаций, которые выплачиваются патентообладателю при решении использовать изобретение без его согласия. Теперь в отношении владельцев патентов из недружественных стран размер выплаты составляет 0 процентов фактической выручки от производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, если использованы для этого соответствующие изобретения, полезная модель или промышленный образец. Список недружественных стран может меняться, в зависимости от текущей политической ситуации.
Данная мера направлена на то, чтобы лицензионные платежи, компаний, использующих патенты иностранных правообладателей «оставались» в России. Оплата лицензионных платежей, в настоящий момент затруднена, в связи с валютными ограничениями для физических и юридических лиц.
Однако стоит предполагать, что возможен зеркальный ответ по отношению к российским правообладателям на территории соответствующих иностранных государств.
В текущей ситуации иностранному бизнесу в России стоит рассмотреть возможность создания дочерних предприятий в юрисдикциях, которые не вошли в список недружественных (например, страны ЕАЭС, ОАЭ, Египет, Турция, Китай). После создания таких предприятий стоит зарегистрировать необходимую интеллектуальную собственность в «дружественных» юрисдикциях, чтобы патентообладатели не были связаны с недружественными государствами.
При этом стоит учесть, что введенные нормы об использовании патентов иностранных правообладателей могут противоречить п. 1 ст. 27 ТРИПС, который запрещает дискриминацию патентных прав по месту создания изобретения или по стране, из которой продукты были ввезены в Россию
[2].
На реализацию патентных прав могут повлиять введенные ограничения на ввоз и вывоз продуктов и сырья: так, некоторые товары и сырье теперь нельзя вывозить из России
[3], как и медицинские изделия из недружественных государств
[4]. Правительство РФ получило полномочия по регулированию в случае дефектов лекарственных средств, по регистрации биомедицинских клеточных продуктов
[5], а также по введению автоматического или упрощенного порядка продления лицензий
[6]. Также добавлена возможность заключения контракта с единственным поставщиком на поставку лекарств, которые не имеют российских аналогов
[7]. В соответствии с законопроектом № 84920-8 предлагается также допускать в оборот лекарственные средства в иностранной упаковке и ввести обязательное уведомление за 6 месяцев до приостановления производства или ввоза медицинских изделий
[8].
В качестве возможного ориентира для прогнозов по развитию права интеллектуальной собственности стоит рассматривать право Ирана, который не является членом ВТО и находится под санкциями (например, отключение от системы SWIFT в 2018 году). После ухода международных компаний их интеллектуальная собственность стала использоваться резидентами Ирана, участились процессы по прекращению охраны объектов интеллектуальной собственности по причине неиспользования, участились случаи нарушения исключительных прав иностранных правообладателей. Также в отношении принудительного лицензирования в иранском праве существует положение о том, что можно не обращаться к правообладателям за лицензией при наличии экстремальных обстоятельств
[9].
Свежие изменения в законодательстве в целом направлены на поддержку российских производителей. Стоит следить за нормотворческой деятельностью Правительства РФ в части прекращения охраны исключительных прав на некоторые товары, а также за контрсанкциями других стран.
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
[2] Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС) от 15 апреля 1994 года // Доступ по
ссылке.
[3] Указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 года № 100; Постановления Правительства РФ от 9 марта 2022 года №311, №312, №313 // СПС КонсультантПлюс.
[4] Ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
[5] Ст. 13 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», ст. 8 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах» // СПС КонсультантПлюс.
[6] Ст. 16, 18 Федерального закона от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
[7] Ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс.
[8] Доступ по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/84920-8.
[9] Проект справочного документа об исключениях для целей выдачи принудительных лицензий SCP/30/3 от 21 мая 2019 года // Доступ по
ссылке.