Ответ на вопрос, попадают ли сложившиеся и складывающиеся обстоятельства под форс-мажор, зависит от обстоятельств конкретного дела. Аналогичного подхода придерживается Московская ТПП: «Чтобы признать санкционные ограничения форс-мажором, необходимо оценить их влияние на невозможность исполнения конкретного нарушенного обязательства по договору. Таким образом, признание ограничительных мер иностранного государства (санкций) форс-мажором возможно только после детального рассмотрения договора и иных документов»
[1].
При этом стоит учитывать, что суды традиционно не считали форс-мажором финансово-экономический кризис, изменение курсов валют, девальвацию национальной валюты, отсутствие денежных средств, повышение цен на товары и услуги и т.д. После санкций 2014 года судебная практика содержит как акты в пользу того, что санкции могут составлять форс-мажор, так и свидетельствующие об обратном
[2]. Также можно обнаружить практику о том, что даже эмбарго не признавалось форс-мажором, поскольку у должника существовала возможность приобрести аналогичный товар у другого поставщика
[3].
В силу закона и на основании разъяснений Верховного суда РФ также традиционно не считались форс-мажором нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника и неправомерные действия его представителей, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств
[4]. Однако в 2020 году Верховный суд РФ допустил, что даже законодательно исключенный случай отсутствия у должника необходимых денежных средств при определенных обстоятельствах может быть признан форс-мажором
[5].
Текущая конъектура российской законодательной и правоприменительной практики свидетельствует о том, что вероятность признания форс-мажором санкций и иных сопутствующих обстоятельств значительно повышается.
ТПП РФ, в частности, к форс-мажору уже давно относит ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций
[6]. В марте текущего года ТПП РФ подтвердила возможность сертификации ограничительных или иных специальных мер, принимаемых руководством государств, в качестве форс-мажора
[7]. Более того, согласно СМИ ТПП РФ подготовила законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, согласно которому предприниматели могут освобождаться от ответственности, если они не могут выполнить свои обязательства перед контрагентами, в том числе из-за ограничения западными странами поставок импортных комплектующих в условиях санкций
[8].
С другой стороны ТПП субъектов не спешат выдавать сертификаты о форс-мажоре на типичные в нынешних обстоятельствах случаи. Например, Московская ТПП указывает, что не подпадает под форс-мажор нарушение обязательства по поставке товара в Россию из-за невозможности произвести оплату иностранному поставщику вследствие введения санкций в отношении банка / отказа иностранных логистических компаний и перевозчиков в транспортировке товара из-за границы
[9]. Вероятно, что ТПП субъектов ждут разъяснений от ТПП РФ в части типичных санкционных случаев и продолжают руководствоваться ранее сформулированными правилами о форс-мажоре.
При этом на текущий момент абсолютного понимания по всем актуальным случаям нет и у самой ТПП РФ. Президент ТПП РФ направил письмо в адрес председателя Верховного суда РФ с запросом разъяснить, можно ли в текущей ситуации рассматривать в качестве форс-мажора для российского производителя ситуацию, когда исполнение им договорных обязательств становится невозможным в виду санкционных ограничений на поставку в РФ необходимых иностранных комплектующих, даже если между ним и иностранным контрагентом не был заключен договор купли-продажи (поставки) иностранных комплектующих
[10].
Судя по законодательным инициативам, текущее правовое регулирование не позволяет признать форс-мажором некоторые ситуации, которые, по мнению государственных органов, должны попадать под форс-мажор при введенных ограничениях. Так, Премьер-министр РФ поручил Минюсту и Минэкономразвития подготовить предложения, предусматривающие возможность признания западных санкций форс-мажором для нарушителей договорных обязательств
[11]. 22 марта 2022 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект от П.В. Крашенинникова о дополнении Гражданского кодекса РФ новыми положениями
[12].
В соответствии с законопроектом № 92282-8 предлагается ввести следующие положения
[13]:
1. Обязательство прекращается, если в результате санкций исполнение обязательства объективно становится окончательно невозможным.
2. Лицо не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, если докажет, что исполнение объективно оказалось временно невозможным в условиях санкций (уточняется, что для целей обеспечения исполнения обязательств должник не считается нарушившим обязательство, если стороны не договорись об ином после принятия закона).
3. Сторона обязательства вправе отказаться от договора, если другая сторона не исполнила или ненадлежащим образом исполнила обязательство в результате объективной временной невозможности его исполнения из-за санкций (при этом по общему правилу способы обеспечения исполнения указанного договорного обязательства продолжают обеспечивать обязанности, которые сохраняются после отказа от договора либо связаны с этим отказом). На сторону, которая правомочна отказаться от договора, возлагается обязанность предупредить в разумный срок другую сторону о намерении отказаться от договора.
4. По соглашению сторон, заключенному после 23 февраля 2022 года, обеспечительный платеж в счет обеспечения может состоять во внесении акций, облигаций, иных ценных бумаг или вещей, определенных родовыми признаками, как подлежащих, так и не подлежащих передаче по обеспечиваемому обязательству.
Согласно законопроекту предлагается не применять к лицам, которые способствовали «недружественным действиям иностранных государств и международных организаций, связанным с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц», то есть введению санкций.
Пока законодатель и правоприменитель ищут точки соприкосновения по вопросу форс-мажора и санкций, для минимизации рисков участнику хозяйственных отношений рекомендуется предпринять следующие шаги.
[1] https://mostpp.ru/projects/uslugi-mtpp-dlya-biznesa/vydacha-zaklyucheniya-o-nalichii-obstoyatelstv-nepreodolimoy-sily-fors-mazhore/; см. также разъяснения иных региональных палат, например у Южно-Уральской ТПП
https://chel.dk.ru/news/237165226.
[2] См. например, Решение МКАС при ТПП от 03.07.2019 по делу № М-243/2018.
[3] Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2014 по делу № Ф07-6569/2013.
[4] Статья 401 (3) Гражданского кодекса РФ, п. 8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 в ред. от 22.06.2021.
[5] Ответ на вопрос № 7 Обзора ВС РФ по COVID № 1.
[6] Пункт 1.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (ред. от 26.01.2022). См. также п. 1.3 Постановления Совета ТПП РФ от 24.06.2021 № 7-2 «Об утверждении Положения о свидетельствовании уполномоченными торгово-промышленными палатами обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности».
[7] https://news.tpprf.ru/ru/news/3058941/;
https://news.tpprf.ru/ru/news/3067162/.[8] https://tass.ru/ekonomika/14068959.
[9] https://mostpp.ru/projects/uslugi-mtpp-dlya-biznesa/vydacha-zaklyucheniya-o-nalichii-obstoyatelstv-nepreodolimoy-sily-fors-mazhore/.
[10] https://news.tpprf.ru/ru/news/3058941/.
[11] https://www.forbes.ru/finansy/459403-pravitel-stvo-sobiraetsa-priznat-sankcii-fors-mazorom-dla-biznesa.
[12] https://sozd.duma.gov.ru/bill/92282-8.
[13] См. также иные положения в отношении займов от контролирующих иностранных лиц российским акционерным обществам, а также в отношении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ.