KIAP alerts

Уважаемые коллеги!
Материал для публикации предоставлен адвокатским бюро «КИАП».

В обзоре приводится информация по состоянию на 23 марта 2022 года о нормативных актах, принятых федеральными органами власти в ответ на недружественные действия США и примкнувших к ним стран, которые могут оказать влияние на лиц, ведущих бизнес в российской федерации.

Данные в настоящем обзоре представлены лишь в информационных целях и не предназначены для решения конкретно вашей ситуации и не заменяют собой консультацию практикующего юриста.
Основные изменения уголовного законодательства РФ
С 4 марта 2022 Федеральным законом № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в Уголовный кодекс РФ была введена ответственность за следующие общественно опасные деяния:

- за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ (ст. 207³ УК РФ);
- за совершение публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан (ст. 280³ УК РФ);
- призывы к введению санкций в отношении России, ее граждан и юридических лиц (ст. 284² УК РФ);

Указанные составы были введены с целью пресечения недобросовестной информационной борьбы и необъективной критики в отношении Российской армии, а также с целью пресечения введения санкций в отношении России и ее граждан.

1) Ответственность по ст. 207³ УК РФ согласно диспозиции основного состава наступит, в случае публичного распространения под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ, ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Таким образом, указанная норма подлежит применению в случае распространения информации, изначально несоответствующей действительности, о чем лицо, распространившее ее, заранее знало и искусственно придавало ей достоверный вид, а также анонсировало ее группе или неограниченному кругу лиц, т.е. публично.

Санкция указанной статьи по основному составу предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 х лет.
Также имеются квалифицированный и особо квалифицированные составы рассматриваемого преступления, которые предусматривают максимальное наказание до 10 и 15 лет лишения свободы соответственно.

2) Ответственность по ст. 280³ УК РФ согласно диспозиции основного состава наступит, в случае если были совершены публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных целях.

К уголовной ответственности смогут привлечь только то лицо, которое повторно совершило указанные действия в течение года (установлена административная преюдиция), то есть после привлечения лица к административной ответственности по ст. 20.3.3 КоАП РФ.

Таким образом, указанная норма подлежит применению, когда совершаются умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации, ее граждан, а также в случаях публичных призывов к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных целях.

Санкция указанной статьи по основному составу предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 х лет.
Также имеется квалифицированный состав рассматриваемого преступления, который предусматривает максимальное наказание до 5 лет лишения свободы, при этом необходимости наличия административной преюдиции в части 2 указанной статьи не предусматривается.

3) Ответственность по ст. 284² УК РФ согласно диспозиции основного состава наступит в случае призыва к осуществлению иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, ее граждан или юридических лиц.

К уголовной ответственности смогут привлечь только то лицо, которое повторно совершило указанные действия в течение года (установлена административная преюдиция), то есть после привлечения лица к административной ответственности по ст. 20.3.4 КоАП РФ.

Таким образом, суть указанного преступления сводится к направлению иностранной организации или учреждению, объединению предложения о введении в отношении России или ее граждан санкций.

Санкция указанной статьи по основному составу предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 х лет.
Административное право
Новые статьи[1]

Статья 20.3.3 КоАП - дискредитация Вооруженных сил РФ

Часть 1 – Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Наказание в виде штрафа:

· Для граждан – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
· Для должностных лиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей;
· Для юридических лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

Часть 2 – Те же действия, сопровождающиеся призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий, а равно создающие угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Наказание в виде штрафа:
· Для граждан – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;
· Для должностных лиц – от 200 тысяч до 300 тысяч рублей;
· Для юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

Статья 20.3.4 КоАП – призывы к введению санкций

Призывы к осуществлению иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, совершенные гражданином Российской Федерации и (или) российским юридическим лицом, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Наказание в виде штрафа:
· Для граждан – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
· Для должностных лиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей;
· Для юридических лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

[1] Федеральный закон от 04.03.2022 № 31-ФЗ
Применение новых статей
Под публичными действиями в статье 20.3.3 КоАП понимаются как высказывания в социальных сетях, так и на улицах городов, в том числе с использованием текста и изображений на плакатах, одежде или иных предметах, позволяющих распространять информацию в отношении неограниченного круга лиц.

Примеры действий граждан, квалифицированных как дискредитация использования Вооруженных Сил РФ:[1]

  • Демонстрировала плакат с текстом  «Украине – мир, России – свободу!»
  • Находился в общественном месте в куртке с надписью «Нет войне»
  • Демонстрировал плакат с текстом  «Граждане, Отечество в опасности! Наши танки на чужой земле!»
  • Публично выкрикивал лозунг «Нет войне»
  • Демонстрировал плакат с текстом «Пока мы молчим, мы за убийства в Украине. Нет войне»
  • Демонстрировал лист бумаги с текстом «Нет войне»
  • Выложил в сеть «Интернет» видеозапись под названием «Нет войне, Путин – это не Россия»
  • Демонстрировала плакат с текстом «Остановите военную операцию»

[1] По сообщениям СМИ и как следует из отдельных судебных актов, размещенных в открытом доступе
Авторы:
  • Дмитрий Калиниченко
    Адвокат, к.ю.н.
    dk@kiaplaw.ru
  • Даниил Жердев
    Адвокат
    d.zherdev@kiaplaw.ru
Надеемся, что алерт будет полезен в Вашей работе!
Рассылка
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты.

Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!
Подписываясь на рассылку, Вы автоматически соглашаетесь с условиями обработки персональных данных