1. Ограничения продажи ценных бумагУказ № 81 запретил валютным резидентам России с 02.03.2022 заключать сделки с ценными бумагами, которые влекут возникновение у представителей недружественных стран права собственности на ценные бумаги. При этом ЦБ РФ в Разъяснениях № 2-ОР от 18.03.2022 подчеркнул, что данное правило применимо и к сделкам покупки, и к сделкам продажи ценных бумаг.
Обращает внимание тот факт, что Указ № 81 прямо не ограничивает спектр ценных бумаг, в отношении которых предусмотрено ограничение. В этом отношении неясно, распространяются ли они только на внутренние ценные бумаги, либо также и на внешние, только на эмиссионные, либо также и на неэмиссионные, и т.п. В этом вопросе несколько упростили ситуацию указанные Разъяснения № 2-OP, которые уточнили, что ограничения не распространяются на ценные бумаги, учитываемые у иностранных депозитариев, но если информация об используемых для этого счетах раскрыта российской налоговой.
Указ № 81 не предусматривает ограничений для целей продажи нерезидентам долей в обществах с ограниченной ответственностью, поскольку они не относятся к ценным бумагам. Письмо Федеральной нотариальной палаты от 02.03.2022 № 1176/03-16-3 также подчеркивает отсутствие таких ограничений. Однако на практике у многих нотариусов возникают дополнительные вопросы к структуре сделок на предмет соблюдения Контрсанкций, даже если осуществляются исключительно в отношении ООО.
2. Ограничения продажи недвижимостиУказ № 81 запретил валютным резидентам России с 02.03.2022 заключать сделки с недвижимостью, которые влекут возникновение у представителей недружественных стран права собственности на недвижимость.
При этом формально ограничены именно сделки, направленные на приобретение права собственности. В этом отношении прямо не ограничиваются договоры аренды, доверительного управления и иные сделки, которые не влекут переход титула на объект.
Однако впоследствии упомянутое ограничение было смягчено в отношении иностранных физических лиц, связанных с недружественными странами.
В частности, Подкомиссия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций 17.03.2022 провела заседание, по итогам которой была опубликована выписка № 12 (зарегистрирована в Минфине РФ от 21.03.2022 № 05-06-10/ВН-12886) (далее – «Выписка № 12»). В соответствии с Выпиской № 12, Подкомиссия разрешила резидентам передавать право собственности на недвижимость иностранным физическим лицам, связанным с недружественными государствами.
Также Подкомиссия разрешила иностранным физическим лицам, связанным с недружественными государствами, передавать право собственности на недвижимость, если деньги по соответствующим сделкам будут зачисляться на счет типа «С» в порядке, определенном в Указе Президента № 95.
Наконец, Подкомиссия разрешила резидентам заключать договоры участия в долевом строительстве и исполнять обязательства по таким договорам с иностранными лицами, связанными с недружественными государствами. Все указанные решения Подкомиссии не ограничены по сроку действия.
28 марта 2022 года Росреестр опубликовал Информационную справку о том, как провести сделку с участием лиц из недружественных стран (далее – «Справка Росреестра»). Так, для граждан РФ, в том числе тех, у кого есть вид на жительство или двойное гражданство недружественной страны, а также для иностранных лиц, которые не связаны с недружественными государствами, в части регистрационных действий с недвижимостью ничего не поменялось.
Для физических лиц, связанных с недружественными странами, действуют правила, указанные в Выписке № 12.
Юридические лица из недружественных стран могут осуществлять сделки с недвижимостью без разрешения Правительственной комиссии, если они отвечают одновременно следующим требованиям:
1) Контролирующими лицами (конечными бенефициарами) таких юридических лиц являются Российская Федерация или российские лица, даже если контроль осуществляется через иностранные лица из недружественных стран;
2) Информация о контроле над юридическими лицами из недружественных стран раскрыта налоговым органам.
Для получения разрешения Правительственной комиссии, этим юридическим лицам нужно предоставить подтверждение раскрытия информации о контроле. В качестве подтверждения можно использовать квитанцию или отметку ФНС России о приеме документа, подтверждающего контроль.
Для остальных юридических лиц, связанных с недружественными государствами, действует общий порядок, требующий получать разрешение Правительственной комиссии для совершения сделок с недвижимостью.
Также 29 марта 2022 года (№ 05-06-10/ВН-14752) была опубликована выписка № 17 из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии (далее – «Выписка № 17»). Согласно Выписке № 17 резидентам, подконтрольным иностранным лицам из недружественных государств, разрешено совершать сделки, влекущие возникновение права собственности на многоквартирные дома и иные объекты, построенные и введенные в эксплуатацию по законодательству о долевом строительстве. Данное разрешение действует бессрочно.
3. Регулирование экспорта и импорта1) Указом Президента РФ от 08.03.2022 № 100 были предусмотрены возможности по запрету и ограничению на вывоз и (или) ввоз продукции и (или) сырья в предпринимательских целях.
Перечни соответствующих товаров утверждаются отдельными Постановлениями Правительства России, ключевыми из которых являются Постановление № 311 (в отношении всех стран, кроме ЕАЭС, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия), Постановление № 312 (в отношении ЕАЭС, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия) и Постановление № 313 (в отношении недружественных стран).
Указанные ограничения предусмотрены до 31.12.2022 года, но содержится ряд исключений из общего запрета, применимость которых может быть оценена в отношении конкретной ситуации. Например, исключения предусматриваются для транзитных перевозок.
Кроме того, отдельные ограничения оборота товаров предусматриваются самим Правительством России в рамках собственной компетенции (например, Постановление № 302 в отношении медицинских изделий) и министерствами по вопросам своей деятельности.
Порядок выдачи разрешения на вывоз определенных видов продукции устанавливается ответственными ведомствами. В частности:
- Порядок выдачи разрешений на вывоз отдельных видов лабораторного, добычного, геолого-разведочного, геофизического оборудования и частей к нему установлен Приказом Минприроды России от 14.03.2022 № 185 (зарегистрирован в Минюсте России 28.03.2022, № 67950);
- Порядок выдачи разрешений на вывоз отдельных видов товаров медицинского назначения установлен Приказом Росздравнадзора от 22.03.2022 № 2075 (зарегистрирован в Минюсте России 29.03.2022, 67963); 18
- Порядок выдачи разрешений на вывоз отдельных видов транспортных средств, их частей и комплектующих установлен Приказом Минтранса России от 24.03.2022 № 99 (зарегистрирован в Минюсте России 29.03.2022, № 67971);
- Порядок выдачи разрешений на вывоз отдельных видов телекоммуникационного оборудования, оборудования, частей и материалов установлен Приказом Минцифры России от 18.03.2022 № 214 (зарегистрирован в Минюсте России 30.03.2022, № 67973).
2) Постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 разрешен параллельный импорт ряда товаров. Конкретный перечень таких товаров устанавливает Минпромторг.
4. Противодействие легализации доходовИнформационным письмом ЦБ РФ от 16.03.2022 № 019-12/1796 закреплен ряд рекомендаций для кредитных организаций. В частности, им следует обращать повышенное внимание на:
1) Операции, направленные на обход ограничительных мер, предусмотренных Указами Президента № 79, 81 и 95;
2) Операции, направленные на обход валютных ограничений, ограничений по выводу активов организациями-нерезидентами (резидентами «недружественных стран»);
3) «Нестандартное поведение клиентов», «аномалии в транзакционной активности», изменение характера потребительских и инвестиционных расходов.
В качестве примера «нестандартного поведения» в указанном Информационном письме приводится нехарактерный для частного потребления рост объемов и однотипность операций, связанных с приобретением товаров.
По мнению регулятора, такое поведение может свидетельствовать о приобретении товаров для перепродажи.
Также «нестандартным поведением» считается осуществление операций для вывода средств за рубеж, а также операций с цифровой валютой.
В случае выявления подобных операций ЦБ РФ рекомендует кредитным организациям:
1) Обеспечить повышенное внимание к таким операциям клиента;
2) Провести углубленную проверку в отношении клиента;
3) Рассмотреть вопрос об отказе в совершении таких операций клиента (такое право предусмотрено в п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115- 19 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма»);
4) Рассмотреть вопрос о квалификации такой операции как подозрительной и направить информацию о такой операции в Росфинмониторинг.
5. Проект в отношении исполнения обязательствВ законопроекте № 92282-8 предлагаются новые основания для прекращения обязательств и расторжения договора.
Так, основанием прекращения обязательства будет считаться объективная и окончательная невозможность исполнить обязательство в условиях санкций недружественных государств и международных организаций. В таких условиях пострадавшая сторона не несет ответственность за неисполнение / ненадлежащее исполнение.
Также у стороны в договоре появится основание отказаться от него, если контрагент не исполнил свое обязательство из-за указанных санкций. Однако ранее предусмотренное обеспечение будет продолжать обеспечивать исполнение обязательств, которые сохраняются после отказа от договора, либо вызваны им.
Предлагается изменить правила об обеспечительном платеже по договорам, заключенным после 23.02.2022: обеспечительный платеж может состоять во внесении акций, облигаций и иных ценных бумаг или вещей, определенных родовыми признаками.
Указанные правила не будут применяться к лицам, которые «способствовали недружественным действиям иностранных государств и международных организаций».
Если законопроект будет принят в неизменном виде, он будет распространяться на:
1) правоотношения, возникшие с 24.02.2022;
2) обязательства, срок исполнения по которым наступил после 23.02.2022;
3) обязательства, возникшие из договоров, заключенных до 24.02.2022.
6. Временный порядок исполнения финансовых обязательств авиакомпаниямиУказом Президента РФ от 01.04.2022 № 179 было установлено, что резиденты могут исполнять в рублях обязательства перед кредиторами из недружественных стран (или под их контролем) по уплате арендных, лизинговых, и иных платежей, связанных с арендой и лизингом самолетов (силовых установок; двигателей). Обязательства должны исполняться с использованием специальных счетов типа «C».
7. Фиксация ставок по кредитным соглашениямФедеральным законом от 26.03.2022 № 71 было предусмотрено, что компании, не относящиеся к субъектам МСП, с кредитами в рублях по плавающей ставке могут не позднее 01.06.2022 потребовать зафиксировать такую ставку.
Данная мера распространяется на кредитные соглашения, заключенные до 27.02.2022.
Ставка будет зафиксирована на 3 месяца и в любом случае не будет превышать 12,5% в течение 1 месяца, 13,5% в течение 2 месяцев и 16,5 % в течение 3 месяцев.
8. Проект о запрете валютных контрактовПравительство подготовило законопроект о недействительности валютных условий в договорах между российскими лицами.
В частности, предлагается запретить условия, по которым цена договора определяется в размере, эквивалентном сумме в иностранной валюте.
Если данный законопроект будет принят, стороны должны будут изменить свои договоры в части валютных условий в течение 30 дней. Если они это не сделают, контракт автоматически будет пересчитан по курсу на 01.01.2022.
9. Проект об ограничениях и запретах трансграничной передачиперсональных данных6 апреля 2022 года в Государственную Думу внесен Законопроект № 101234-8 о внесении ряда изменений в регулирование трансграничной передачи персональных данных, а также уточняет порядок предоставления персональных данных из ЕГРН.
На 7 апреля 2022 года Законопроект направлен в Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
В части общих положений о трансграничной передаче персональных данных Законопроект содержит следующие положения:
1) Устанавливается обязанность операторов персональных данных информировать уполномоченные органы власти о намерении трансграничной передачи персональных данных.
2) Трансграничная передача данных в любом случае может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3) Устанавливается обязанность операторов персональных данных незамедлительно информировать об инцидентах неправомерного или случайного доступа, предоставления, распространения, передачи 21 персональных данных, повлекших нарушение прав субъектов персональных данных, а также обязанность обеспечивать непрерывное взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.
4) С 30 дней до 10 дней сокращаются сроки исполнения операторами запросов органов власти и граждан по вопросам, связанным с незаконной обработкой персональных данных.
5) Операторы не могут отказывать гражданам в оказании услуг, если граждане отказываются предоставить свои персональные данные (включая биометрические), в случаях, если получение согласия не является обязательным.
6) Основным критерием трансграничной передачи персональных данных становится не организационно-правовая форма, а нахождение на территории иностранного государства.
В части дополнительного регулирования предоставления персональных данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – «ЕГРН»):
1) Персональные данные, которые содержатся в ЕГРН, предоставляются только с согласия физического лица - субъекта таких данных.
2) Запись о наличии такого согласия также вносится в ЕГРН.
Без такой записи персональные данные из ЕГРН могут быть предоставлены по запросу нотариуса, действующего в соответствии с письменным заявлением заинтересованного лица в целях защиты прав и законных интересов последнего.
К таким обстоятельствам Законопроект относит, к примеру, наличие договора (в том числе предварительного), стороной которого являются заявитель и правообладатель, (2) причинение ущерба личности или имуществу заявителя, (3) наличие оснований для предъявления заявителем вещного иска к правообладателю и иные.