KIAP alerts

Уважаемые коллеги!
Материал для публикации предоставлен адвокатским бюро «КИАП».

В обзоре приводится информация по состоянию на 21 марта 2022 года о нормативных актах, принятых федеральными органами власти в ответ на недружественные действия США и примкнувших к ним стран, которые могут оказать влияние на лиц, ведущих бизнес в российской федерации.

Данные в настоящем обзоре представлены лишь в информационных целях и не предназначены для решения конкретно вашей ситуации и не заменяют собой консультацию практикующего юриста.
Суть события
«Меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств», а также уточнения к ним (далее – «Контрсанкции») преимущественно вводятся решением Президента России в соответствии с федеральными законами: от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах»; от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств». Правительство России в развитие решений Президента России принимает постановления, которыми уточняется порядок реализации Контрсанкций.

Также, в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный банк России может использовать определенные инструменты, направленные на повышение стабильности финансового рынка.

В связи с текущей ситуацией по состоянию на 21 марта 2022 года были приняты следующие основные акты указанных выше органов власти России:

  • Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»;
  • Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»;
  • Указ Президента РФ от 08.03.2022 № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности»;
  • Указ Президента РФ от 18.03.2022 № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования»;
  • Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 313 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100»;
  • Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100»;
  • Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 302 «О введении временного запрета на вывоз за пределы Российской Федерации медицинских изделий, ранее ввезенных в Российскую Федерацию с территории иностранных государств, принявших решение о введении в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера»;
  • Постановление Правительства РФ от 6 марта 2022 г.№ 295 «Об утверждении правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в российской федерации разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности российской федерации и внесении изменения в положение о правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в российской федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 299 «О внесении изменения в пункт 2 методики определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия, и порядка ее выплаты»;
  • Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 304 «О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. № 710»;
  • Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 300 «О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1285» («Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских портах»);
  • Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия»;
  • Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 9 марта 2022 года № 5;
  • Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 10 марта 2022 № 7;
  • Предписание Банка России № 018-34-3/1570 от 10 марта 2022;
  • Решение Совета директоров ЦБ РФ «Об установлении режима счета типа «С» для целей исполнения обязательств резидента перед нерезидентом, установленных в указе Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»;
  • Информация Банка России от 10.03.2022 «Банк России ввел с 10 марта по 10 сентября временный порядок операций с наличной валютой для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Информационное письмо Банка России от 05.03.2022 № ИН-019-12/27 «Об ограничении переводов физических лиц – резидентов»;
  • Информация Банка России от 25.02.2022 «Меры Банка России по поддержке финансового сектора в условиях повышенной волатильности».
Кроме того, был принят ряд законов о внесении изменений в действующее законодательство о государственных закупках, защите конкуренции, торговле, валютном регулировании, а также в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Обращаем внимание, что нормотворчество в текущей ситуации характеризуется поспешностью принимаемых актов, что приводит к несовершенству юридической техники в ходе их утверждения и публикации, а также к несогласованности предметов ведения между различными органами власти. Некоторые из проблем в дальнейшем исправляются в разъяснениях и информационных письмах государственных органов и их должностных лиц.

Это не исключает вопросов относительно компетенции некоторых органов в отношении принятия определенных правил. Например, строго формально Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее – «Правительственная комиссия») не является органом валютного регулирования, а «выписка из протокола» такой комиссии не является надлежащей формой нормативного акта. В то же время, именно на заседании такой комиссии были приняты некоторые решения, касающиеся валютного регулирования со ссылкой на п. 16 Постановления № 295 (разрешение на сделки неопределенному кругу лиц).
Корпоративные Контрсанкции
1. Разрешение на выкуп ПАО собственных акций

Указ № 79 разрешил публичным акционерным обществам до 31.12.2022 приобретать размещенные ими акции, но не в целях сокращения их количества.

Разрешение распространяется при наличии совокупности условий:
1) акции допущены к торгам;
2) средневзвешенная цена акций за любым 3 месяца с 01.02.2022 снизилась по сравнению с такой ценой за 3 месяца с 01.01.2021 на 20 и более %;
3) значение основного индекса фондового рынка за любые 3 месяца с 01.02.2022 снизилось по сравнению с таким значением за 3 месяца с 01.01.2021 на 20 и более %;
4) акции будут приобретены на торгах на основании заявок неопределенному кругу лиц;
5) приобретение акций будет осуществляться брокером;
6) советом директоров ПАО принято решение о приобретении акции.
Информация о принятии такого решения может не раскрываться.

Для подтверждения наступления указанных условий ПАО должно направить уведомление в Банк России с приложением подтверждающих документов.

В целом Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – «Закон об АО») и так предусматривал возможность приобретения собственных акций, но по решению собрания акционеров. Право принятия такого решения могло быть предоставлено совету директоров согласно Уставу. Закон об АО предусматривает запрет на приобретение, если общая номинальная стоимость акций в обращении составит менее 90 % от уставного капитала.

Указ № 79 не устанавливает особую процедуру, которая бы позволила не соблюдать положения Закона об АО, а лишь устанавливает приоритет по сравнению с требованиями п. 4 (требования к решению о выкупе и оплате акций), 5 (уведомление акционеров о выкупе), 7 (утверждение отчета об итогах выкупа) и 8 (применение по аналогии правил о выкупе по требованию акционеров) ст. 72 Закона об АО. Иные требования Закона об АО прямо не отменяются.

2. Ограничения на выплаты по ценным бумагам

28.02.2022 года Банк России издал предписание № 018-34-3/1202, которым, в частности, предписал приостановить передачу выплат по ценным бумагам российских эмитентов иностранным физическим и юридическим лицам. Соответственно, данное ограничение касается дивидендных, купонных и иных выплат по ценным бумагам, учитываемым в российских депозитариях. Ограничение действует до 27.08.2022.

В то же время указанное предписание адресовано профессиональным участникам рынка ценных бумаг, но не эмитентам. Это означает, что в случае, когда выплата дивидендов осуществляется непосредственно от эмитента зарубежному акционеру, указанный запрет на него формально не распространяется. В то же время мы можем ожидать консервативного подхода со стороны банков и соответствующих затруднений в переводе средств в оплату объявленных дивидендов за рубеж.

В отношении распределения прибыли обществ с ограниченной ответственностью или иных организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц запреты пока не введены.

06.04.2022 Госдума РФ приняла в третьем чтении законопроект № 19912-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах». Он предусматривает обязанность российских компаний произвести делистинг своих депозитарных расписок на иностранных биржах. В случае принятия законопроекта компании в течение 5 рабочих дней должны будут расторгнуть договоры о листинге. Последствиями делистинга являются прекращение выплат дивидендов, а также прекращение права голоса по акциям. Обязательный делистинг не затронет компании, которые ведут бизнес на российском рынке, но учреждены за рубежом.
Контрсанкции в сфере валютного регулирования
1. Возвращение обязательства по продаже валютной выручки
Предусматривается Указом Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» (далее – «Указ № 79»).

Если лицо:

1) является валютным резидентом России;
2) является кредитором по внешнеэкономическим сделкам (продажа нерезидентам работ; услуг; прав на результаты интеллектуальной деятельности) (далее – «Внешнеторговые контракты»). При этом подчеркивается, что требования распространяются на все Внешнеторговые контракты, даже те, которые не поставлены на учёт в банке;
3) получает валютную выручку по Внешнеторговым контрактам,

то возникла обязанность продать 80 % валютной выручки, зачисленной с 01.01.2022 на счета в российских банках. Такая продажа должна была быть осуществлена не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу Указа № 79.

Начиная с 28.02.2022 указанные резиденты обязаны продолжать продавать 80 % валютной выручки, зачисляемой на их счета в российских банках по Внешнеторговым контрактам. Продажа должна происходить не позднее 3 рабочих дней со дня зачисления валюты.

Разъяснения в отношении порядка продажи валютной выручки опубликованы на сайте Банка России. В частности, указывается, что расчет 80 % осуществляется резидентом самостоятельно, специальные требования к курсу продажи не установлены и валюта может продаваться частями, главное уложиться в установленный срок.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 № 476 (далее – «Постановление № 476») установлено, что для обязательной продажи валюты в ином размере, чем предусмотренном в Указе № 79, нужно получать разрешение Правительственной комиссии. Также Банк России опубликовал официальное разъяснение от 04.04.2022 № 3-ОР (далее – «Разъяснение № 3-ОР») по поводу применения Указа № 79 и Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95. Банк указал, что обязательной продаже подлежат абсолютно все виды иностранных валют, а требование об обязательной продаже распространяется также и на ИП и лиц, занимающихся частной практикой. 8 Разъяснение № 3-ОР также указывает на то, что продажа валютной выручки может осуществляться любым законным способом, в том числе обслуживающему банку, другому банку и на организованных торгах.

2.Ограничение валютных операций вне зависимости от валюты

Указ Президента РФ от 18.03.2022 № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования» (далее – «Указ № 126») наделил Совет директоров Банка России полномочиями по определению сумм операций, в пределах которых разрешается:

1) перечисление резидентами предоплаты или аванса в пользу нерезидентов по контрактам, перечень которых определит ЦБ РФ. Исключение предусмотрено для российских физических лиц, кредитных организаций и ВЭБ.РФ;

2) перевод денежных средств с российских банковских счетов:
  • со счетов юридических лиц, зарегистрированных в недружественных странах, на счета нерезидентов из иных стран;
  • со счетов нерезидентов из иных стран на иностранные счета, открытые в недружественных странах;
3) перевод (без открытия счета), в том числе электронных денег:
  • юридическими лицами, зарегистрированными в недружественных странах, в пользу нерезидентов из иных стран,
  • нерезидентами из иных стран, в финансовые организации, расположенные в недружественных странах.
Обращает внимание тот факт, что в данных ограничениях ключевым критерием является именно регистрация в недружественной стране, а не наличие связи соответствующей территорией, как в Указе № 81. В то же время, нельзя исключать, что указанный критерий будет ужесточен в последующих актах Президента или ЦБ РФ.

25.03.2022 Совет директоров ЦБ РФ опубликовал решение в отношении лимитов и видов сделки, упоминаемых в Указе № 126:

1) Для договоров об оказании услуг, выполнении работ, передачи информации и объектов IP от нерезидентов резидентам - порог авансового платежа (предоплаты) в размере 30% от цены сделки. Цена сделки определяется по курсам, установленным ЦБ РФ на дату исполнения поручения на перевод аванса. Для уплаты аванса больше 30% потребуется разрешение Правительственной комиссии;
2) Указанный 30 % порог не применяется к:
  • договорам о приобретении или об оказании услуг нерезидентом по приобретению горюче-смазочных материалов, продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров для эксплуатации и ТО транспортных средств в пути следования или в пунктах промежуточных остановок, стоянок;
  • договорам по оказанию нерезидентами финансовых услуг (в том числе страхования, перестрахования);
  • договорам по оказанию нерезидентами услуг международной, транзитной перевозки товаров (грузов), порожних вагонов, услуг по предоставлению подвижного состава для таких перевозок, транспортно-экспедиционных и логистических услуг, а также договорам, предусматривающим оплату резидентами расходов по организации таких перевозок – исключение введено Решением Совета директоров ЦБ РФ от 01.04.2022;
  • договорам по оказанию нерезидентами услуг, выполнению работ, передаче информации, интеллектуальной собственности, сумма обязательств по которым не превышает 15 тыс. USD по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения договора (или на дату изменений суммы договора) – исключение введено Решением Совета директоров ЦБ РФ от 01.04.2022.

Постановлением № 476 установлено, что для совершения сделок, суммы которых превышают указанный порог в 30%, необходимо запрашивать разрешение Правительственной комиссии. В пакет документов для разрешения на «превышение порогов» нужно включить: а) обращение в произвольной форме, где заявитель должен будет обосновать, почему ему необходимо выдать разрешение; б) документ, удостоверяющий гос.регистрацию / личность / факт учреждения заявителя.

До 31.12.2022 Указом № 126 резидентам запрещены без разрешения ЦБ РФ следующие операции:

1) оплата уставного (складочного) капитала или паевого фонда нерезидента;
2) взнос нерезиденту в рамках договора простого товарищества с инвестированием в форме капитальных вложений (договора о совместной деятельности).

Можно предположить, что требования Указа № 126 направлены на пресечение случаев обхода, ранее принятых Контрсанкций.

3. Ограничение валютных операций в иностранной валюте

Указ № 79 запретил валютным резидентам России с 01.03.2022:
1) предоставлять нерезидентам иностранную валюту в заем;
2) зачислять иностранную валюту на счета в иностранных банках;
3) переводить денежные средства с использованием иностранных электронных средств платежа (например, банковских карт).

Напротив, получение резидентами иностранной валюты на счета в российских банках не ограничено, в том числе по договорам займа. Например, на российский счет резидента могут быть зачислены основной долг, проценты и штрафные санкции от должника-нерезидента.

Также не ограничено исполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед нерезидентами-поставщиками товаров (работ, услуг). Некоторые иные разъяснения по реализации данных ограничений представлены в Информационном письме Банка России от 05.03.2022 № ИН-01-31/26.

Как указано в Разъяснении № 3-ОР, положения Указа № 79 о запрете на зачисление валюты на счета в иностранных банках, а также об обязательной продаже валютной выручки распространяются на все внешнеторговые контракты. Фактически ЦБ РФ системно истолковал нормативные акты таким образом, что запретил не только зачислять средства на иностранные счета, но и получать их. Запрет распространился даже на те случаи, которые были ранее прямо разрешены ФЗ «О валютном регулировании», например, по внешнеторговым контрактам исключенным из-под требований о репатриации. Следовательно, вся выручка должна зачисляться на счета в уполномоченных банках для ее дальнейшей обязательной продажи. Редкие исключения для возможности зачисления на иностранные счета предусмотрены только для случаев зачета, предусмотренных в пунктах 2, 4, 5, 7, 9, 11 и 13 части 2 статьи 19 ФЗ «О валютном регулировании».

Дополнительно Правительственной комиссией были сделаны исключения из запрета зачислять валюту на иностранные счета[1]. Они преимущественно относятся к физическим лицам (заработная плата, арендная плата, купоны и дивиденды от нерезидентов; переводы между иностранными счетами, ранее раскрытыми налоговым органам).

Исключение для юридических лиц касается финансирования иностранных филиалов и представительств. Такую операцию можно осуществить в объеме, аналогичном предыдущему году.

Указ № 126 предусмотрел исключение из указанных ограничений. Разрешаются переводы иностранной валюты на зарубежные счета представительств и филиалов резидентов и их сотрудников, а также официальных представительств России и её органов власти.

Кроме того, Совет директоров Банка России был наделен полномочиями по определению сумм операций, в пределах которых разрешается приобретение нерезидентами иностранной валюте на внутреннем рынке России.

4. Ограничение валютных операций в рублях

Указом Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее – «Указ № 81») были приняты дополнительные ограничения в отношении резидентов недружественных стран[2]. Представителями недружественных стран являются любые лица, связанные с ними, в том числе путем:

1) гражданства;
2) места регистрации;
3) места преимущественного ведения бизнеса;
4) местом преимущественного извлечения прибыли;
5) контроля со стороны указанных лиц.

Последний из указанных критериев означает, что российские «дочки» иностранных компаний или бенефициаров с паспортом из недружественных юрисдикций могут быть сами по себе признаны представителями недружественных стран. В связи с этим на них могут распространяться все соответствующие ограничения.

Представителями недружественных стран не будут считаться лица, отвечающие одновременно следующим требованиям:
1) находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц;
2) информация о таком контроле раскрыта налоговым органам России (т.е. являются КИК).

Указ № 81 запретил валютным резидентам России с 02.03.2022 выдавать рублевые займы (кредиты) представителям недружественных стран. Согласно Указу № 126 исключение составляют кредиты и займы российским резидентам, находящимся под контролем лиц из недружественных стран.

Любые указанные в пунктах 3 и 4 валютные операции могут быть осуществлены, если будет получено разрешение Правительственной комиссии. Такое разрешение выдается согласно Постановлению Правительства РФ от 6 марта 2022 г.№ 295.

5. Исполнение валютных обязательств

Указ Президента РФ от 05.03.2022 № 95 (далее – «Указ № 95») предусмотрел особый порядок исполнения резидентами (должниками) своих валютных обязательств перед иностранными кредиторами по:

1) кредитам;
2) займам;
3) финансовым инструментам (т.е. ценным бумагам и производным финансовым инструментам).

Порядок распространяется исключительно на обязательства, превышающие в размере 10 млн. рублей в месяц (или эквивалент в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 1-е число каждого месяца).

Установлено несколько способов исполнения обязательств в рублях. Для этих целей резидент вправе открыть на имя иностранного кредитора счет типа «С» в российском банке, режим операций по которому установлен Решением Совета директоров Банка России от 08.03.2022. Обязательства могут быть исполнены по курсу ЦБ РФ на день платежа. В дальнейшем кредитор сможет обратиться с заявлением об использовании данных средств, в порядке который будет разработан ЦБ РФ и Минфином России.

К сожалению, несовершенство юридической техники Указа № 95 (в части соотношения п. 1, 3 и пп. «а» п. 6) не позволяет установить, распространяется ли он на всех иностранных кредиторов, либо только на кредиторов из недружественных стран. Однако ЦБ РФ в своих разъяснениях от 06.03.2022 исходит из того, что порядок может быть применен в отношении всех иностранных кредиторов.

Согласно Разъяснению № 3-ОР исполнение обязательств в порядке, установленном Указом № 95, не может рассматриваться как ненадлежащее и признаваться событием дефолта (и, соответственно, приводить в действие условие о кросс-дефолте) по российскому праву, даже если оно будет считаться событием дефолта иностранными кредиторами.

Указ № 126 предусмотрел до 01.09.2022 особый порядок исполнения обязательств по валютным банковским счетам (вкладам), открытым в банках, в отношении которых введены санкции. Обязательства таких банков перед резидентами признаются надлежащим образом исполненными, если они исполнены в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на день платежа.

6. Оборот наличной валюты

Банк России установил ряд ограничений, связанных с проведением расчётов и обращением иностранной валюты:

1) по 10.09.2022 юридические лица и ИП могут снять наличными не более 5 тыс. USD, JPY, GBP или EUR и только для оплаты расходов по зарубежным командировкам[3];

2) по 09.09.2022 запрет на снятие физическими лицами с валютных счетов (вкладов) суммы более 10 тыс. USD[4]. Сверх указанной суммы по старым счетам (вкладам), а также по новым счетам (вкладам) средства выдаются в рублях. И в любом случае валюта выдается в USD вне зависимости от валюты счета (вклада);

3) ограничения на перечисление физическими лицами-резидентами за рубеж суммы свыше 5 тыс. USD[5]. Без открытия счета можно перевести не более 5 тыс. USD. Ограничение распространяется также на нерезидентов из «дружественных» стран и нерезидентов из любого государства, работающих в России по трудовым договорам и договорам ГПХ;

4) Переводы за рубеж с банковских и брокерских счетов лиц из стран, поддерживающих санкции, приостановлены на 6 месяцев (т.е. до октября 2022 года).

[1] Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 10 марта 2022 № 7
[2] Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия»: Австралия, Албания, Андорра, Великобритания (включая о. Джерси, о. Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар), Государства - члены ЕС, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань (Китай), Украина, Черногория, Швейцария, Япония
[3] https://www.cbr.ru/press/event/?id=12749
[4] https://www.cbr.ru/press/event/?id=12738
[5] Информационное письмо Банка России от 05.03.2022 № ИН-019-12/27
Контрсанкции в отношении отдельных видов сделок и объектов сделок
1. Ограничения продажи ценных бумаг

Указ № 81 запретил валютным резидентам России с 02.03.2022 заключать сделки с ценными бумагами, которые влекут возникновение у представителей недружественных стран права собственности на ценные бумаги. При этом ЦБ РФ в Разъяснениях № 2-ОР от 18.03.2022 подчеркнул, что данное правило применимо и к сделкам покупки, и к сделкам продажи ценных бумаг.

Обращает внимание тот факт, что Указ № 81 прямо не ограничивает спектр ценных бумаг, в отношении которых предусмотрено ограничение. В этом отношении неясно, распространяются ли они только на внутренние ценные бумаги, либо также и на внешние, только на эмиссионные, либо также и на неэмиссионные, и т.п. В этом вопросе несколько упростили ситуацию указанные Разъяснения № 2-OP, которые уточнили, что ограничения не распространяются на ценные бумаги, учитываемые у иностранных депозитариев, но если информация об используемых для этого счетах раскрыта российской налоговой.

Указ № 81 не предусматривает ограничений для целей продажи нерезидентам долей в обществах с ограниченной ответственностью, поскольку они не относятся к ценным бумагам. Письмо Федеральной нотариальной палаты от 02.03.2022 № 1176/03-16-3 также подчеркивает отсутствие таких ограничений. Однако на практике у многих нотариусов возникают дополнительные вопросы к структуре сделок на предмет соблюдения Контрсанкций, даже если осуществляются исключительно в отношении ООО.

2. Ограничения продажи недвижимости

Указ № 81 запретил валютным резидентам России с 02.03.2022 заключать сделки с недвижимостью, которые влекут возникновение у представителей недружественных стран права собственности на недвижимость.

При этом формально ограничены именно сделки, направленные на приобретение права собственности. В этом отношении прямо не ограничиваются договоры аренды, доверительного управления и иные сделки, которые не влекут переход титула на объект.

Однако впоследствии упомянутое ограничение было смягчено в отношении иностранных физических лиц, связанных с недружественными странами.

В частности, Подкомиссия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций 17.03.2022 провела заседание, по итогам которой была опубликована выписка № 12 (зарегистрирована в Минфине РФ от 21.03.2022 № 05-06-10/ВН-12886) (далее – «Выписка № 12»). В соответствии с Выпиской № 12, Подкомиссия разрешила резидентам передавать право собственности на недвижимость иностранным физическим лицам, связанным с недружественными государствами.

Также Подкомиссия разрешила иностранным физическим лицам, связанным с недружественными государствами, передавать право собственности на недвижимость, если деньги по соответствующим сделкам будут зачисляться на счет типа «С» в порядке, определенном в Указе Президента № 95.

Наконец, Подкомиссия разрешила резидентам заключать договоры участия в долевом строительстве и исполнять обязательства по таким договорам с иностранными лицами, связанными с недружественными государствами. Все указанные решения Подкомиссии не ограничены по сроку действия.

28 марта 2022 года Росреестр опубликовал Информационную справку о том, как провести сделку с участием лиц из недружественных стран (далее – «Справка Росреестра»). Так, для граждан РФ, в том числе тех, у кого есть вид на жительство или двойное гражданство недружественной страны, а также для иностранных лиц, которые не связаны с недружественными государствами, в части регистрационных действий с недвижимостью ничего не поменялось.

Для физических лиц, связанных с недружественными странами, действуют правила, указанные в Выписке № 12.

Юридические лица из недружественных стран могут осуществлять сделки с недвижимостью без разрешения Правительственной комиссии, если они отвечают одновременно следующим требованиям:

1) Контролирующими лицами (конечными бенефициарами) таких юридических лиц являются Российская Федерация или российские лица, даже если контроль осуществляется через иностранные лица из недружественных стран;

2) Информация о контроле над юридическими лицами из недружественных стран раскрыта налоговым органам.

Для получения разрешения Правительственной комиссии, этим юридическим лицам нужно предоставить подтверждение раскрытия информации о контроле. В качестве подтверждения можно использовать квитанцию или отметку ФНС России о приеме документа, подтверждающего контроль.

Для остальных юридических лиц, связанных с недружественными государствами, действует общий порядок, требующий получать разрешение Правительственной комиссии для совершения сделок с недвижимостью.

Также 29 марта 2022 года (№ 05-06-10/ВН-14752) была опубликована выписка № 17 из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии (далее – «Выписка № 17»). Согласно Выписке № 17 резидентам, подконтрольным иностранным лицам из недружественных государств, разрешено совершать сделки, влекущие возникновение права собственности на многоквартирные дома и иные объекты, построенные и введенные в эксплуатацию по законодательству о долевом строительстве. Данное разрешение действует бессрочно.

3. Регулирование экспорта и импорта

1) Указом Президента РФ от 08.03.2022 № 100 были предусмотрены возможности по запрету и ограничению на вывоз и (или) ввоз продукции и (или) сырья в предпринимательских целях.

Перечни соответствующих товаров утверждаются отдельными Постановлениями Правительства России, ключевыми из которых являются Постановление № 311 (в отношении всех стран, кроме ЕАЭС, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия), Постановление № 312 (в отношении ЕАЭС, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия) и Постановление № 313 (в отношении недружественных стран).

Указанные ограничения предусмотрены до 31.12.2022 года, но содержится ряд исключений из общего запрета, применимость которых может быть оценена в отношении конкретной ситуации. Например, исключения предусматриваются для транзитных перевозок.

Кроме того, отдельные ограничения оборота товаров предусматриваются самим Правительством России в рамках собственной компетенции (например, Постановление № 302 в отношении медицинских изделий) и министерствами по вопросам своей деятельности.

Порядок выдачи разрешения на вывоз определенных видов продукции устанавливается ответственными ведомствами. В частности:

  1. Порядок выдачи разрешений на вывоз отдельных видов лабораторного, добычного, геолого-разведочного, геофизического оборудования и частей к нему установлен Приказом Минприроды России от 14.03.2022 № 185 (зарегистрирован в Минюсте России 28.03.2022, № 67950);
  2. Порядок выдачи разрешений на вывоз отдельных видов товаров медицинского назначения установлен Приказом Росздравнадзора от 22.03.2022 № 2075 (зарегистрирован в Минюсте России 29.03.2022, 67963); 18
  3. Порядок выдачи разрешений на вывоз отдельных видов транспортных средств, их частей и комплектующих установлен Приказом Минтранса России от 24.03.2022 № 99 (зарегистрирован в Минюсте России 29.03.2022, № 67971);
  4. Порядок выдачи разрешений на вывоз отдельных видов телекоммуникационного оборудования, оборудования, частей и материалов установлен Приказом Минцифры России от 18.03.2022 № 214 (зарегистрирован в Минюсте России 30.03.2022, № 67973).
2) Постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 разрешен параллельный импорт ряда товаров. Конкретный перечень таких товаров устанавливает Минпромторг.

4. Противодействие легализации доходов

Информационным письмом ЦБ РФ от 16.03.2022 № 019-12/1796 закреплен ряд рекомендаций для кредитных организаций. В частности, им следует обращать повышенное внимание на:

1) Операции, направленные на обход ограничительных мер, предусмотренных Указами Президента № 79, 81 и 95;

2) Операции, направленные на обход валютных ограничений, ограничений по выводу активов организациями-нерезидентами (резидентами «недружественных стран»);

3) «Нестандартное поведение клиентов», «аномалии в транзакционной активности», изменение характера потребительских и инвестиционных расходов.

В качестве примера «нестандартного поведения» в указанном Информационном письме приводится нехарактерный для частного потребления рост объемов и однотипность операций, связанных с приобретением товаров.

По мнению регулятора, такое поведение может свидетельствовать о приобретении товаров для перепродажи.

Также «нестандартным поведением» считается осуществление операций для вывода средств за рубеж, а также операций с цифровой валютой.

В случае выявления подобных операций ЦБ РФ рекомендует кредитным организациям:

1) Обеспечить повышенное внимание к таким операциям клиента;

2) Провести углубленную проверку в отношении клиента;

3) Рассмотреть вопрос об отказе в совершении таких операций клиента (такое право предусмотрено в п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115- 19 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма»);

4) Рассмотреть вопрос о квалификации такой операции как подозрительной и направить информацию о такой операции в Росфинмониторинг.

5. Проект в отношении исполнения обязательств

В законопроекте № 92282-8 предлагаются новые основания для прекращения обязательств и расторжения договора.

Так, основанием прекращения обязательства будет считаться объективная и окончательная невозможность исполнить обязательство в условиях санкций недружественных государств и международных организаций. В таких условиях пострадавшая сторона не несет ответственность за неисполнение / ненадлежащее исполнение.

Также у стороны в договоре появится основание отказаться от него, если контрагент не исполнил свое обязательство из-за указанных санкций. Однако ранее предусмотренное обеспечение будет продолжать обеспечивать исполнение обязательств, которые сохраняются после отказа от договора, либо вызваны им.

Предлагается изменить правила об обеспечительном платеже по договорам, заключенным после 23.02.2022: обеспечительный платеж может состоять во внесении акций, облигаций и иных ценных бумаг или вещей, определенных родовыми признаками.

Указанные правила не будут применяться к лицам, которые «способствовали недружественным действиям иностранных государств и международных организаций».

Если законопроект будет принят в неизменном виде, он будет распространяться на:

1) правоотношения, возникшие с 24.02.2022;

2) обязательства, срок исполнения по которым наступил после 23.02.2022;

3) обязательства, возникшие из договоров, заключенных до 24.02.2022.

6. Временный порядок исполнения финансовых обязательств авиакомпаниями

Указом Президента РФ от 01.04.2022 № 179 было установлено, что резиденты могут исполнять в рублях обязательства перед кредиторами из недружественных стран (или под их контролем) по уплате арендных, лизинговых, и иных платежей, связанных с арендой и лизингом самолетов (силовых установок; двигателей). Обязательства должны исполняться с использованием специальных счетов типа «C».

7. Фиксация ставок по кредитным соглашениям

Федеральным законом от 26.03.2022 № 71 было предусмотрено, что компании, не относящиеся к субъектам МСП, с кредитами в рублях по плавающей ставке могут не позднее 01.06.2022 потребовать зафиксировать такую ставку.

Данная мера распространяется на кредитные соглашения, заключенные до 27.02.2022.

Ставка будет зафиксирована на 3 месяца и в любом случае не будет превышать 12,5% в течение 1 месяца, 13,5% в течение 2 месяцев и 16,5 % в течение 3 месяцев.

8. Проект о запрете валютных контрактов

Правительство подготовило законопроект о недействительности валютных условий в договорах между российскими лицами.

В частности, предлагается запретить условия, по которым цена договора определяется в размере, эквивалентном сумме в иностранной валюте.

Если данный законопроект будет принят, стороны должны будут изменить свои договоры в части валютных условий в течение 30 дней. Если они это не сделают, контракт автоматически будет пересчитан по курсу на 01.01.2022.

9. Проект об ограничениях и запретах трансграничной передачи
персональных данных

6 апреля 2022 года в Государственную Думу внесен Законопроект № 101234-8 о внесении ряда изменений в регулирование трансграничной передачи персональных данных, а также уточняет порядок предоставления персональных данных из ЕГРН.

На 7 апреля 2022 года Законопроект направлен в Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

В части общих положений о трансграничной передаче персональных данных Законопроект содержит следующие положения:

1) Устанавливается обязанность операторов персональных данных информировать уполномоченные органы власти о намерении трансграничной передачи персональных данных.

2) Трансграничная передача данных в любом случае может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3) Устанавливается обязанность операторов персональных данных незамедлительно информировать об инцидентах неправомерного или случайного доступа, предоставления, распространения, передачи 21 персональных данных, повлекших нарушение прав субъектов персональных данных, а также обязанность обеспечивать непрерывное взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.

4) С 30 дней до 10 дней сокращаются сроки исполнения операторами запросов органов власти и граждан по вопросам, связанным с незаконной обработкой персональных данных.

5) Операторы не могут отказывать гражданам в оказании услуг, если граждане отказываются предоставить свои персональные данные (включая биометрические), в случаях, если получение согласия не является обязательным.

6) Основным критерием трансграничной передачи персональных данных становится не организационно-правовая форма, а нахождение на территории иностранного государства.

В части дополнительного регулирования предоставления персональных данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – «ЕГРН»):

1) Персональные данные, которые содержатся в ЕГРН, предоставляются только с согласия физического лица - субъекта таких данных.

2) Запись о наличии такого согласия также вносится в ЕГРН.

Без такой записи персональные данные из ЕГРН могут быть предоставлены по запросу нотариуса, действующего в соответствии с письменным заявлением заинтересованного лица в целях защиты прав и законных интересов последнего.

К таким обстоятельствам Законопроект относит, к примеру, наличие договора (в том числе предварительного), стороной которого являются заявитель и правообладатель, (2) причинение ущерба личности или имуществу заявителя, (3) наличие оснований для предъявления заявителем вещного иска к правообладателю и иные.
Антимонопольное регулирование
1. Регулирование закупочной деятельности
С начала марта 2022 года в рамках поддержки российского бизнеса в условиях санкций, а также обеспечения бесперебойности снабжения населения жизненно важной продукцией был принят комплекс мер, затрагивающий, прежде всего, регулирование деятельности в сфере закупок.

1. Изменен порядок закупки путем проведения электронного запроса котировок. Теперь Правительство вправе принять решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий. Первый пример – средства реабилитации инвалидов, которые теперь можно закупать путем проведения электронного запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 50 млн. рублей, а годовой объем закупок не превышает 750 млн. рублей.

2. Установлены новые правила списания начисленных заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение обязательств по контракту. Теперь не имеет значения, в каком году произошло неисполнение контракта, а заказчики обязаны списывать неустойки полностью по правилам Постановления Правительства РФ №783, если обязательства не исполнены из-за санкций.

3. Государственные или муниципальные медицинские организации могут приобретать лекарства и медицинские изделия у единственного поставщика в пределах 50 млн. и 250 млн. в год, соответственно, если:

  • закупка электронная;
  • товары изготавливает единственный производитель в России или в стране, которая не ввела санкции против России;
  • учредитель медицинской организации одобрил закупку.

4. Создается специальный реестр поставщиков, у которых заказчики могут приобретать лекарства и медицинские изделия без отечественного аналога как у единственного поставщика.

Постановлением Правительства от 23.03.2022 №443 утверждено Положение о ведении реестра единственных поставщиков лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые не имеют аналогов в Российской Федерации. Постановление будет действовать до 01.08.2022.

5. Правительство и регионы до конца года наделены правом определять дополнительные случаи и порядок закупки товаров неконкурентным способом.

6. Сторонам контракта при определенных условиях предоставлено право по взаимному согласию изменять существенные условия контракта, который заключили до 1 января 2023 года, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить.

7. Информацию о закупке можно не размещать в ЕИС в случае, если в отношении заказчика, осуществляющего закупку, введены санкции и (или) ограничения.


8. Согласно Постановлению Правительства от 29.03.2022 № 505 с 30 марта 2022 года получатели средств федерального бюджета должны предусматривать в государственных контрактах аванс, размер которого в некоторых случаях может достигать 90% суммы контракта.

9. Правительству поручено предпринять меры, направленные на обеспечение консолидации и стимулирования закупок критически важных отечественных разработок в области информационных технологий, проводимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд или проводимых отдельными видами юридических лиц, а также на упрощение порядка проведения таких закупок.

10. Указом Президента от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (далее – «Указ № 166») установлено, что с 31 марта 2022 года заказчики (кроме организаций с муниципальным участием) не могут без согласования с Правительством РФ закупать иностранное ПО или услуги для использования иностранного ПО на значимых объектах критической информационной инфраструктуры РФ.

11) С 01 января 2025 года будет введен полный запрет органам власти и их заказчикам использовать иностранное ПО на объектах критической информационной инфраструктуры.

2. Контроль за ценообразованием

Одновременно с внесением изменения в регулирование закупочной деятельности антимонопольная служба существенным образом усилила контроль за соблюдение антимонопольного законодательства при ценообразовании на социально значимых рынках, что выразилось в кратном увеличении количества проверок во всем товаропроводящем канале – от производителя до торговых сетей. В рамках этой работы:

1. Скорректированы Принципы экономического анализа практик ценообразования, утвержденные Президиумом ФАС России в 2014 году. Теперь при анализе отдается приоритет балансу спроса и предложения на внутреннем рынке, а экспортные котировки в качестве основного аргумента учитываться не будут.

2. Рассматривается вопрос о сокращении срока направления предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства с 10 до 2 дней.

3. Рассматривается вопрос о наделении ФАС России новыми инструментами контроля, в частности речь может идти о распространении действия запретов на злоупотребление доминирующим положением на отдельные категории лиц, не являющихся доминантами (например, посредников в цепочке продажи товаров), а также о признании несоблюдения приоритета поставок на внутренний рынок формой злоупотребления доминирующим положением и расширении оснований, по которым должностным лицам могут выдаваться предостережения.

В тоже время, в рамках давно ведущейся работы по либерализации антимонопольного законодательства для субъектов МСП с 400 млн. до 800 млн. руб. увеличены пороговые значения суммарной стоимости активов и годовой выручки, в пределах которых на хозяйствующих субъектов не распространяется ряд ограничений и требований, установленных Законом о защите конкуренции и Законом о торговле.
Страхование
Федеральным законом от 14.03.2022 № 55-ФЗ до 31 декабря 2022 российским страховщикам запрещено заключать сделки со страховщиками, перестраховщиками и страховыми брокерами, являющимися лицами недружественных государств, а также страховщиками, перестраховщиками и страховыми брокерами, подконтрольными лицам недружественных государств.

Этот запрет распространяется на перечисление российскими страховщиками указанным выше участникам страхового рынка недружественных государств денежных средств по договорам, заключённым до даты вступления в силу данного закона. В исключительных случаях указанные в настоящем пункте действия могут осуществляться на основании разрешения, выдаваемого Банком России.

Также в целях создания адаптивной модели регулирования перестраховочной деятельности в России на период реализации недружественных действий со стороны США и примкнувших к ним стран и организаций, Совет директоров Банка России наделяется правом определять обязательства, не подлежащие передаче перестрахователем в РНПК, указано в объяснительной записке.

Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ обязательная доля перестрахования в РНПК была увеличена с 10% до 50%. Другими словами, половина всех страховых рисков в стране будет сконцентрировано в дочке регулятора.

Для поддержки рынка государство «предложило» половину страховых рисков размещать в РНПК, уставной капитал которой был существенно увеличен. Однако, этого может оказаться (и скорее всего, окажется) недостаточным. Участникам рынка придется искать новые ёмкости, включая РАТСП и общества взаимного страхования.
Мораторий на банкротство и внешняя администрация
1. Мораторий на банкротство

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 (далее – «Постановление № 497») был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве юридических, физических лиц и ИП.

Мораторий действует 6 месяцев (до 01 октября 2022 года) и не распространяется на застройщиков многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, включенных в реестр проблемных объектов на дату принятия Постановления № 497.

При этом должники могут подать заявления о собственном банкротстве или отказаться от применения моратория в их отношении путем публикации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Последствиями моратория являются:

1) Приостановление исполнительных производств;

2) Запрет на принудительное списание денежных средств с банковских счетов по требованию кредиторов;

3) Запрет на обращение взыскания на залог;

4) Неначисление санкций за неисполнение обязательств;

5) Запрет на зачет, который может повлиять на очередность требований кредиторов;

6) Запрет на распределение дивидендов.

Для должников – это возможность адаптироваться к ситуации, их не будут банкротить здесь и сейчас. Для кредиторов – это шанс самим попасть в категорию должников ввиду увеличения дебиторской задолженности. В целом мораторий позволит сохранить в экономике наиболее активных предпринимателей – им не нужно будет принимать решения на горячую голову, у них будет возможность подумать, как вести бизнес в текущих реалиях.

2. Законопроект о внешнем управлении

Правительством РФ был подготовлен Законопроект «О внешней администрации по управлению организацией» (далее – «Законопроект»). На настоящий момент он не принят Государственной Думой России.
Целями Законопроекта заявлены предупреждение банкротства и сохранение бизнеса, защита прав работников названных организаций.

Планируется, что его действие будет распространяться на:

1) российские компании, контролируемых не менее чем на 25 % лицами из недружественных стран, и
2) балансовая стоимость их активов составляет более 1 миллиарда рублей и (или) среднесписочная численность работников превышает 100 человек.

Внешняя администрация может быть введена при наличии одного из условий:

1) управление деятельностью фактически прекращено, в частности, руководители покинули территорию России, совершили действия, повлекшие существенное уменьшение стоимости имущества или неспособность исполнять обязательства;
2) руководители организации осуществили действия, которые могут привести к необоснованному прекращению деятельности, ликвидации или банкротству. Об этом может свидетельствовать, в частности: публичное заявление о прекращении деятельности в отсутствие очевидных экономических оснований;
3) расторжение существенных договоров; уведомление более 1/3 работников о сокращении.

Заявление о назначении внешней администрации может быть подано:

1) членом совета директоров;
2) налоговым органом;
3) ГК «ВЭБ.РФ» (по общему правилу осуществляет внешнее управление);
4) ГК «АСВ».

Сведения о подаче заявления о назначении внешней администрации включаются заявителем в ЕФРСДЮЛ не позднее дня его подачи в суд, а также направляются в адрес: ФНС, самой организации по адресу ее регистрации и потенциальной внешней администрации. Функции внешней администрации в редакции Законопроекта будет выполнять ВЭБ.РФ, а если компания является финансовой организацией – ГК АСВ. Результатом работы временной администрации должна стать продажа бизнеса с торгов.

Однако руководитель или участник организации, владеющий более 50% голосующих акций (долей), вправе до даты судебного заседания подать ходатайство об отказе в назначении внешней администрации в связи с:
1) отказом от прекращения деятельности организации;
2) продажей своих акций (долей) (с обязательством покупателя сохранить бизнес, включая рабочие места).

Таким образом, сам по себе факт наличия иностранных участников/акционеров и более 100 человек персонала не является основанием введения внешней администрации. При условии, что менеджмент не собирается прекращать руководить компанией или вводить компании в банкротство.
Приложение
Были приняты следующие основные акты органов власти России:

  • Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»;
  • Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»;
  • Указ Президента РФ от 08.03.2022 № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности»;
  • Указ Президента РФ от 18.03.2022 № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования»;
  • Указ Президента РФ от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»; 
  • Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 313 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100»;
  • Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100»;
  • Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 302 «О введении временного запрета на вывоз за пределы Российской Федерации медицинских изделий, ранее ввезенных в Российскую Федерацию с территории иностранных государств, принявших решение о введении в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера»;
  • Постановление Правительства РФ от 6 марта 2022 г.№ 295 «Об утверждении правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в российской федерации разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности российской федерации и внесении изменения в положение о правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в российской федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 299 «О внесении изменения в пункт 2 методики определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия, и порядка ее выплаты»;
  • Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 304 «О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. № 710»;
  • Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 300 «О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1285» («Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских портах»);
  • Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 № 476 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 6 марта 2022 г. № 295»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы»; 
  • Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами»;
  • Постановление Правительства РФ от 23.03.2022 № 443 «Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, которые не имеют аналогов в Российской Федерации и производство которых осуществляется производителями, происходящими из иностранного государства, не вводившего в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году;
  • Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия»;
  • Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 9 марта 2022 года № 5;
  • Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 10 марта 2022 № 7;
  • Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 17 марта 2022 № 12;
  • Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 24 марта 2022 № 17;
  • Предписание Банка России № 018-34-3/1570 от 10 марта 2022;
  • Решение Совета директоров ЦБ РФ «Об установлении режима счета типа «С» для целей исполнения обязательств резидента перед нерезидентом, установленных в указе Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»;
  • Решение Совета директоров ЦБ РФ «О порядке выдачи разрешений на осуществление отдельных операций» от 25.03.2022;
  • Решение Совета директоров ЦБ РФ «Об установлении размера суммы отдельных операций резидентов и нерезидентов» от 25.03.2022 – отменено Решением Совета директоров ЦБ РФ «Об установлении размера суммы отдельных операций резидентов и нерезидентов» от 01.04.2022;
  • Информация Банка России от 10.03.2022 «Банк России ввел с 10 марта по 10 сентября временный порядок операций с наличной валютой для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Информационное письмо Банка России от 05.03.2022 № ИН-019-12/27 «Об ограничении переводов физических лиц – резидентов»;
  • Информация Банка России от 25.02.2022 «Меры Банка России по поддержке финансового сектора в условиях повышенной волатильности»;
  • Информационное письмо Банка России от 18.03.2022 № ИН-01-31/35 «Об отмене информационного письма Банка России от 05.03.2022 № ИН-01- 31/26»;
  • Информационное письмо Банка России от 16.03.2022 № 019-12/1796 «О повышении внимания к отдельным операциям клиентов»;
  • Информационное письмо Банка России от 22.03.2022 № ИН-018-53/38 «По вопросам осуществления перестрахования с учетом требований Федерального закона № 55-ФЗ»;
  • Информация Банка России от 01.04.2022 «Банк России смягчает ограничения на переводы средств за рубеж для физических лиц»;
  • Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.03.2022 «Росреестр: как провести сделку с участием лиц из недружественных стран»;
  • Официальное разъяснение Банка России от 04.04.2022 № 3-ОР «О применении положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года № 79 и Указа Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года № 95»; 
  • Приказ Минприроды России от 14.03.2022 № 185 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на вывоз из Российской Федерации отдельных видов лабораторного, добычного, геолого-разведочного, геофизического оборудования и частей к нему» (зарегистрирован в Минюсте России 28.03.2022, № 67950);
  • Приказ Росздравнадзора от 22.03.2022 № 2075 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на вывоз за пределы территории Российской Федерации отдельных видов товаров медицинского назначения» (зарегистрирован в Минюсте России 29.03.2022, № 67963);
  • Приказ Минтранса России от 24.03.2022 № 99 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на вывоз за пределы территории Российской Федерации отдельных видов транспортных средств, их частей и комплектующих» (зарегистрирован в Минюсте России 29.03.2022, № 67971);
  • Приказ Минцифры России от 18.03.2022 № 214 «Об утверждении Порядка выдачи Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разрешений на вывоз за пределы территории Российской Федерации на территории государств-членов Евразийского экономического союза отдельных видов товаров» (зарегистрирован в Минюсте России 30.03.2022, № 67973);
  • Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 317 и 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  • Проект Федерального закона № 101234-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и иные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав субъектов персональных данных»; 
  • Проект Федерального закона № 19912-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Авторы:
  • Илья Ищук
    Партнер, руководитель антимонопольной практики
    ii@kiaplaw.ru
  • Антон Самохвалов
    Партнер, руководитель корпоративной практики
    d.zherdev@kiaplaw.ru
  • Максим Бузин
    Руководитель направления «Госзакупки: сопровождение и споры»
    m.buzin@kiaplaw.ru
  • Илья Дедковский
    Руководитель практики «Банкротство»
    id@kiaplaw.ru
  • Мария Краснова
    Руководитель практики «Страхование»
    m.krasnova@kiaplaw.ru
  • Юлия Паушкина
    Руководитель коммерческой практики
    j.paushkina@kiaplaw.ru
  • Роман Суслов
    Старший юрист корпоративной практики
    r.suslov@kiaplaw.ru
Надеемся, что алерт будет полезен в Вашей работе!
Рассылка
Рассылку Taxology читают финансисты, бухгалтеры, юристы, налоговые менеджеры, собственники бизнеса и даже конкуренты.

Одна из лучших аналитических рассылок о налогах в России. Подпишитесь и Вы!
Подписываясь на рассылку, Вы автоматически соглашаетесь с условиями обработки персональных данных