Предусмотренная СИДН между РФ и Арменией налоговая ставка в отношении процентов (10%) применяется несмотря на оговорку о предстоящем согласовании порядка ее применения
В 2016 году российская организация (заемщик) выплатила организации из Республики Армения проценты по займу. При этом заемщик не стал удерживать налог с процентного дохода, поскольку в силу п. 1 ст. 11 СИДН между РФ и Арменией от 28.12.1996 проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами в этом другом Договаривающемся Государстве.
Налоговый орган не согласился с таким подходом, полагая, что в данном случае подлежала применению ставка 10%. Такой вывод основан на п. 1.1 ст. 11 данного СИДН, в котором указывается, что такие проценты могут также облагаться налогами в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства, но если фактический владелец процентов является резидентом другого Договаривающегося Государства, то взимаемый налог не должен превышать 10% валовой суммы процентов.
Налогоплательщик возражал против применения ставки 10%, указывая, что п. 1.1 делает оговорку, что компетентные органы договаривающихся государств установят способ применения настоящего пункта. Таким образом, в самом Соглашении указано, что случаи и способ применения пункта 1.1., прямо противоречащего пункту 1 Соглашения, будут определены договаривающимися государствами в будущем. Иное толкование пункта 1.1 Соглашения, которое было сделано налоговым органом, полностью исключает применение и делает бессмысленным существование пункта 1 Соглашения.
Суд не согласился с позицией налогоплательщика, указав, что довод налогоплательщика о том, что до введения договаривающимися государствами способа применения спорных положений Соглашения, пункт 1.1 Соглашения не применим, и подлежат применению положения статьи 1 Соглашения, не может быть принят во внимание.
Суд сослался на то, что в письмах от 19.02.2016 № 03-08-05/9311, от 04.02.2016 № 03-08-05/5463 Минфин РФ, в частности, отметил, что Протокол (которым была установлена ставка 10%) не содержит указаний о сроках и виде документального оформления согласия компетентных органов Договаривающихся государств в отношении способа применения положений пункта 1.1 статьи 11 «Проценты» Соглашения, а также о неприменении этих положений в отсутствие подобного согласия.
Также Минфин РФ указал на то, что статьи 7, 232 и 312 НК РФ не содержат положений, ограничивающих применение соответствующих статей международных договоров об избежании двойного налогообложения по подобным основаниям.
(решение АС г. Москвы от 24.07.2018 по делу № А40-52756/2018, ООО "Евростройподряд") ОЦЕНКА TAXOLOGY Спор из-за толкования достаточно распространенной в СИДН оговорки о согласовании компетентными органами договаривающихся государств применения ограничения процентной ставки по процентам/дивидендам (или других положений СИДН) стал в некоторой степени неожиданным.
Во всяком случае ранее налогоплательщики не ставили под сомнение тот факт, что положения СИДН, устанавливающие те или иные процентные ставки, являются нормами прямого действия, не требующими дополнительного установления какого-либо специального порядка их применения.
Аналогичный довод в обоснование этой позиции приведен, например, и в Письме ФНС России от 11.12.2015 № ОА-4-17/21731@: Протокол не содержит указаний о сроках и виде документального оформления согласия компетентных органов Договаривающихся государств в отношении способа применения положений пункта 1.1 статьи 11 СИДН, а также о неприменении этих положений в отсутствие подобного согласия.
Довод налогоплательщика о бессмысленности положений пункта 1 статьи 11 СИДН представляется не столь убедительным, если обратить внимание, что вместе с пунктом 1.1 статьи 11 была изменена и редакция пункта 1: ранее содержавшееся там слово «только» применительно к налогообложению процентов в стране займодавца было исключено. Следовательно, в текущей редакции СИДН с 01.01.2014 проценты при выплатах между Арменией и Россией фактически могут облагаться в обоих государствах, но при этом в стране источника выплаты – по ставке не более 10%.
Предусмотренная СИДН между РФ и Кипром ставка налога с дивидендов не применяется, если кипрский участник не может быть признан в отношении них фактическим получателем дохода Российская компания в 2014, 2015 гг. выплатила кипрской компании дивиденды. При этом в качестве налогового агента она удержала налог по ставке 10%, предусмотренной подп. «b» п. 2 ст. 10 СИДН между РФ и Кипром от 05.12.1998, представив сертификат резидентства.
Налоговый орган отказал в применении льготной ставки на том основании, что кипрская компания не являлась конечным получателем дивидендов и имела признаки компании-кондуита (технической компании) в том смысле, который данному понятию придают Модельная конвенция ОЭСР и официальные комментарии к ней.
При рассмотрении дела установлено, что основной вид деятельности кипрской компании - «владение инвестициями». Ее активы составляли исключительно инвестиции в дочерние компании из РФ, а ее акционерами являлись компании с Кипра, Белиза и БВО. Денежные средства в виде дивидендов в течение от 1-го до 7-ми дней направлялись ею на счета этих акционеров (в т.ч. транзитом через кипрского акционера на БВО).
Таким образом, фактическими получателями дивидендов являются компании с Белиза и БВО. Участие кипрской компании в заявленных финансово-хозяйственных операциях сводилось исключительно к получению необоснованной налоговой выгоды в виде применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль.
Налогоплательщик не мог не знать о том, что фактическими получателями дохода являются офшорные компании в силу в силу их косвенного участия в уставном капитале налогоплательщика.
При указанных обстоятельствах налоговым органом обосновано исчислен налог на прибыль исходя из налоговой ставки в размере 15 %.
(решение АС Пермского края от 31.07.2018 по делу № А50-9233/2018, ООО "Нефтегаздеталь")