Дата принятия к учету объекта основных средств не признана в качестве условия для определения начала действия во времени льготы по налогу на имущество
Налогоплательщик на основании Закона Московской области от 24.11.2004 года № 151/2004- ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» применил в 2015 году льготу в отношении объекта основных средств. При этом в силу данного закона налоговая льгота, установленная соответствующей его нормой, применяется с месяца, следующего за месяцем постановки на учет объекта основных средств, в течение четырех последовательных налоговых периодов. Сам Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года. Между тем, поскольку льготируемый объект был принят к учету в марте 2014 года (до начала действия Закона), налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении льготы. По его мнению, она может быть применена только в отношении основных средств, поставленных на учет не ранее месяца, предшествующего январю 2015 года (то есть декабре 2014 года и позднее). Суд не согласился с позицией инспекции, исходя из того, что законы Московской области о льготном налогообложении не устанавливают никаких ограничений по дате принятия к учету объекта основных средств, в отношении которых эта льгота применяется, в том числе отсутствует в законодательстве условие о том, что объекты должны быть учтены на балансе налогоплательщика не ранее декабря 2014 года. Позиция налогового органа о том, что льгота не применяется в отношении имущества, принятого к учету ранее декабря 2014 года, представляет собой дополнительные, не предусмотренные налоговым законодательством ограничения прав налогоплательщика. С учетом того, что налоговое законодательство представляет собой публичную отрасль права, его расширительное толкование недопустимо. В предмет правоотношений, регулируемых Законом Московской области от 24.11.2004 года №151/2004-ОЗ, вопрос ввода в эксплуатацию основных средств не входит. Таким образом, принятие к учету объекта основных средств не является правоотношением, урегулированным указанным Законом, а представляет собой юридический факт: одно из условий применения льготы. В зависимости от наличия или отсутствия этого факта образуется или не образуется юридический состав, который порождает правоотношения, урегулированные этим Законом. Указанные правоотношения не могут возникнуть ранее даты, с которой начинает действовать льгота (01 января 2015 года), однако это не означает, что все юридические факты (условия для применения льготы), в том числе и принятие объекта к учету в качестве основного средства, должны иметь место после вступления его в силу.
(постановление 10 ААС от 12.04.2018 по делу № А41-50945/17, ООО "ЖКХ "Водоканал") При исчислении налогоплательщиком налога на имущество исходя из кадастровой стоимости он не вправе самостоятельно уменьшить последнюю на сумму НДСПо итогам камеральной проверки декларации по налогу на имущество организаций налогоплательщику доначислен налог на имущество. При рассмотрении спора установлено, что налогоплательщик в 2015 году оспорил кадастровую стоимость принадлежащего ему здания в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра. Комиссия решила определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, составившей 700 517 563 р. При этом согласно отчету об оценке указанная в нем рыночная стоимость здания в размере 700 517 563 р., включет в себя сумму НДС в размере 106 858 611 р. Налогоплательщик же, считая, что определенная оценщиком рыночная стоимость здания для целей налогообложения должна быть рассчитана без учета НДС, ввиду незаконности учета данного налога в качестве элемента налоговой базы по налогу на имущество организаций, в расчетах и декларациях за 2015 и 2016 год исключил из определенной Комиссией измененной кадастровой стоимости суммы НДС в размере 106 858 611 р., учтя полученный результат в качестве налоговой базы для расчета налога на имущество организаций (593 658 952 р.). Налоговый орган, начисляя налог на разницу между кадастровой стоимостью, определенной решением Комиссии и самостоятельно рассчитанной налогоплательщиком в декларации (расчете), ссылался на положения, не позволяющие собственникам объектов недвижимости самостоятельно определять кадастровую стоимость, и, как следствие, налоговую базу по налогу на имущество организаций. Суд согласился с налоговым органом, указав, что ни налогоплательщик самостоятельно при составлении декларации и исчислении налоговой базы и налога на имущество организаций, ни арбитражный суд при рассмотрении законности решения налогового органа по результатам камеральной проверки такой декларации, не вправе оценивать законность и обоснованность решения Комиссии о пересмотре кадастровой стоимости исходя из рыночной стоимости объекта и тем более изменять установленную Комиссией новую кадастровую стоимость. При этом суд отконил довод налогоплательщика о наличии двойного налогообложения, указав, что уплата НДС производится при реализации объекта, а уплата налога на имущество организаций - в периоде его владения и пользования. Суд также отклонил ссылку на определение кадастровой стоимости в других регионах без учета НДС, указав, что существуют различные стандарты и методы оценки и определения рыночной стоимости объекта оценки, в связи с чем включение или исключение в отчете об оценке одного объекта из рассчитанной и установленной рыночной стоимости объекта суммы НДС не может расцениваться как безусловное основание для аналогичного включения или исключения при производстве работ по оценке другого объекта.
(решение АС г. Москвы от 19.04.2018 по делу № А40-196670/17, ООО "Институт Стекла")