Изложенная в 2016 году позиция КС РФ об обложении страховыми взносами выплат членам Совета директоров, применяется и к периодам, предшествующим принятию соответствующих определений КС РФ
По итогам выездной проверки по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 Управление ПФР установило факты неисчисления и неуплаты в проверенные периоды страховых взносов с выплат членам Совета директоров и членам ревизионной комиссии. Проверяемому Обществу доначислены к уплате страховые взносы.
Оспаривая правомерность доначисления страховых взносов за проверенный период, Общество сослалось на то, что Письмом от 15.11.2016 № 17-4/В-448 Минтруда России разъяснило, что такие вознаграждения облагаются страховыми взносами с даты вступления в силу определений Конституционного Суда РФ от 06.06.2016 № 1169-О и 1170-О. Такого же мнения придерживается и Минфин России в письмах от 13.02.2017 № 03-15-06/7788, № 03-15-06/7792, № 03-15-06/7794. То есть вознаграждения членам совета директоров и членам ревизионной комиссии общества подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование только с 2016 года, а за период 2013-2015 гг. такие выплаты страховыми взносами не облагаются.
Суды согласились с правомерностью доначисления взносов, исходя из следующего.
Учитывая, что в судах имелась разная практика по вопросу обложения страховыми взносами вознаграждений членам совета директоров и членами ревизионной комиссии, Конституционный Суд в определениях от 06.06.2016 № 1169-О и № 1170-О разъяснил нормы права, касающиеся обложения страховыми взносами конкретных выплат и вознаграждений. При этом в данных определениях не указано о том, что страховые взносы не подлежат исчислению и уплате в бюджет ПФР и в ФФОМС в соответствующие периоды до 2016 года.
Ссылка Общества на статью 57 Конституции РФ о том, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, не соотносится с определением Суда от 06.06.2016 N 1169-О, которое законом не является.
В связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации рассматриваемых определений правовое регулирование спорных правоотношений не изменилось.
Отказывая в передаче дела на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, судья также отклонил довод Общества о том, что включение спорных выплат в базу для начисления страховых взносов должно осуществляться с момента вступления в силу спорных определений КС РФ, поскольку изложенное в них правовое регулирование рассматриваемых правоотношений ухудшает положение плательщика страховых взносов. Он отметил, что на уровне КС РФ практика применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, была не изменена, а определена (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 № 1-П).
(отказное определение ВС РФ от 28.02.2018 по делу № А73-2692/2017, АО "Дальгипротранс") ОЦЕНКА TAXOLOGY Дело является неплохим примером для сравнительного анализа позиции судов по данному спору и точки зрения, изложенной в определении СКЭС ВС от 14.09.2015 № 301-КГ15-5301 по делу №
А31-13485/2013 по делу ИП Тимофеева, где Судебная коллегия, хотя и признала правомерность позиции налогового органа о том, что с 2011 года доходы арбитражных управляющих от их деятельности должны облагаться НДФЛ (а не единым налогом по УСН), но в то же время отказала в удовлетворении его жалобы из-за недопустимости придания обратной силы позиции Президиума ВС по этому вопросу, появившейся в Обзоре от 26.06.2015.
Несмотря на то, что здесь речь идет об «отказном» определении судьи ВС РФ, следует обратить внимание на фразу судьи ВС РФ Дениса Тютина из о том, что «на уровне Конституционного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, была не изменена, а определена». А далее уже можно вспомнить, что в деле ИП Тимофеева дела обстояли немного иначе: там Президиум ВАС в
Постановлении от 4 марта 2014 г. № 17283/13 сначала сформировал (определил) практику по спорному вопросу, а в 2015 году Президиум ВС изменил ее на противоположную. В деле «Дальгипротранс» аналогичного развития событий (с определением и последующим изменением практики на уровне высших судов) не было.
Вместе с тем, формулировкой о том, что КС РФ своим Определением «определил» практику по вопросу, а не изменил ее, судья Верховного Суда лишь сбивает налогоплательщиков с толку. На самом деле действовавшие до появления разъяснений КС РФ разъяснения Минздравсоцразвития и Минтруда России как раз предлагали противоположный подход (см. TaxAlert № 47 от 30.06.2016). Позиция КС РФ и ознаменовала перелом практики для всех налогоплательщиков (пусть до этого она не была «определена» на уровне высших судов), который не должен иметь негативной ретроспективы как в свете упомянутого выше Определения СКЭС ВС от 14.09.2015 № 301-КГ15-5301, так и недавнего же Постановления КС РФ № 34-П от 28.11.2017 (см.
TaxAlert № 83 от 30.11.2017).
Ограничение подобного запрета на ретроспективу только теми случаями, когда свой единожды обозначенный подход впоследствии меняет только высшая судебная инстанция, явно несправедливо по отношению к налогоплательщикам, вынужденным учитывать и разъяснения профильных ведомств. К сожалению, обозначенные благоприятные для налогоплательщиков позиции о действии правоприменительных подходов во времени по-прежнему применяются крайне редко и бессистемно, что и подтверждает комментируемое неудачное дело налогоплательщика.