Производитель подакцизного товара из давальческого сырья на территории РФ с последующей передачей экспортеру (или иному лицу по его указанию) может быть освобожден от уплаты акцизов, несмотря на отсутствие у производителя таможенного статуса экспортера Между налогоплательщиком (исполнитель) и российским контрагентом (заказчик) заключен договор оказания услуг по переработке сырья, в ходе исполнения которого готовая продукция (бензин) была передана транспортной организации для доставки контрагентам заказчика в Республику Беларусь.
Налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации "по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий" за сентябрь 2015 г., по итогам которой налогоплательщику доначислен акциз на прямогонный бензин, производимый на территории РФ. По мнению налогового органа, освобождение от уплаты акцизов по операциям реализации товаров в рамках ЕАЭС возможно только по сделкам между экспортером и импортером. Доказательства того, что налогоплательщик подпадает под данную категорию организаций, последним не представлены. Кроме того, на заявлениях о ввозе товаров отсутствуют отметки налогового органа об уплате акциза или освобождения от его уплаты. В отсутствие же объекта налогообложения (на территории Беларуси) обязанность по уплате налога (в том числе путем освобождения от уплаты) не может считаться исполненной и не может быть расценена как обстоятельство, освобождающее заявителя от уплаты акциза на территории РФ.
Суды признали неправомерными доводы налогового органа, исходя из следующего.
Облагаемой акцизом операцией может быть не только реализация произведенного подакцизного товара, но и сам по себе факт передачи (вручения - ст. 224 ГК РФ) подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья. Соответственно, и освобождаться от обложения акцизами может как операция по реализации подакцизного за пределы территории РФ, так и сам по себе факт передачи (вручения) подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, от производителя к собственнику сырья или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории РФ.
Как в силу прямого указания в пункте 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, так и по смыслу Договора о ЕАЭС (принципа взимания косвенных налогов в стране назначения), налогоплательщик, осуществляющий передачу на территории РФ произведенных им из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам, может воспользоваться правом на освобождение от налогообложения, предусмотренным подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ, и в том случае, если сам не является экспортером подакцизных товаров (экспортером является собственник давальческого сырья).
В рассматриваемом случае на территории Республики Беларусь прямогонный бензин не является подакцизным товаром; следовательно, в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не может быть проставлена отметка об уплате акцизов или освобождении от них (из-за отсутствия объекта налогообложения); в данном случае об исполнении налоговых обязательств свидетельствует сам по себе факт получения налогоплательщиком заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа.
(постановление 17 ААС от 09.02.2018 по делу № А50-31329/2016,
АО "Уралоргсинтез") ОЦЕНКА TAXOLOGY
Данный суд уже рассматривал подобное дело (№
А50-29767/2016), производство по которому завершилось (в пользу налогового органа) отказным определением ВС РФ от 19.02.2018. Правда, в этом деле суды согласились с инспекцией только в вопросе необходимости проставления отметок в заявлении о ввозе, признав право переработчкиа на освобождение от акциза при экспорте. О взаимосвязи двух дел (в части наличия / отсутствия необходимости каких-либо «освобождающих» отметок на заявлении о ввозе товара) говорит, в частности то, что производство по делу АО «Уралоргсинтез» в свое время приостанавливалось до вступления в законную силу судебных актов по делу №
А50-29767/2016. В связи с этим можно обратить внимание на судебную мотивировку различного исхода двух дел. Как отмечает 17-й ААС, в том деле (№
А50-29767/2016) налогоплательщиком в дело не был представлен текст Налогового кодекса Республики Беларусь, как это предусмотрено ч. 2 ст. 14 АПК РФ, а в настоящем деле он был представлен и из него следовало, что прямогонный бензин не признавался подакцизным товаром в Республике Беларусь в 2015 году. Кроме того, суд отмечает, что в первом деле налогоплательщик не представлял письма Евразийской Экономической Комиссии от 31.07.2017 № 09-130, ФНС России от 16.08.2017, налоговых органов Республики Беларусь, в связи с чем суды признали недоказанным право на освобождение от уплаты акциза. Указанные письма носят разъяснительный (необязательный) характер, не являются собственно доказательствами по делу, поэтому удивительно, что суд поставил свое решение в зависимость исключительно от наличия в материалах этих писем. Примечательно и то, что в рамках рассмотрения еще одного подобного дела (№
А50-31323/2016) этот же 17-й ААС несколько иначе объяснил возможные причины различного исхода дел.
Ремонт на территории РФ тепловозных колесных пар для подвижного состава, находящегося на территории государства-члена ЕАЭС, признан операцией, облагаемой НДС по ставке 18% Между налогоплательщиком (исполнитель) и контрагентом из Кыргызской Республики был заключен Контракт на ремонт тепловозных колесных пар на территории исполнителя. В отношении данных работ налогоплательщик не исчислил НДС, исходя из того, что предусмотренные Контрактом работы связаны непосредственно с транспортными средствами, находящимися на территории иностранной организации (на территории Кыргызской Республики). Соответственно, местом реализации работ в рамках Контракта территория РФ не признается.
Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика, исходя из того, что в силу п. 28 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в п. 31 Протокола), при этом местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства-члена (подп. 2 п. 29 Приложения). Учитывая то, что единицы железнодорожного подвижного состава не покидали территории Кыргызской Республики, местом реализации работ является Кыргызская Республика, так как работы связаны непосредственно с движимым имуществом, а именно с ремонтом тепловозных колесных пар железнодорожного подвижного состава.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, удовлетворив жалобу налогового органа, с позиции которого ремонт колесных тепловозных пар должен был облагаться НДС по ставке 18%.
Суд исходил из того, что из материалов дела не усматривается, что для работ, предусмотренных Контрактом, налогоплательщику ввозились колесные пары определенных тепловозов, из Контракта также не следует, что исполнитель осуществлял ремонт подвижного состава, поскольку идентифицировать конкретные колесные пары и конкретные тепловозы, сопоставить их друг другу не представляется возможным.
В данном случае не усматривается и оснований для признания указанной сделки совершенной в отношении подвижного состава как сложной или неделимой вещи, поскольку предметом названного Контракта является ремонт именно тепловозных колесных пар, являющихся в силу ст. 128 ГК РФ самостоятельным объектом гражданских прав.
Здесь при ремонте отсутствует непосредственная связь с транспортными средствами, находящимися на территории иностранного государства-члена. Подлежащие ремонту колесные пары ввезены на территорию РФ самостоятельно и сам ремонт производился отдельно от подвижного состава, независимо от наличия или отсутствия подвижного состава на территории РФ.
(постановление 17 ААС от 18.01.2018 по делу № А60-38157/2017,
ООО "СтройТехСервис")