НК РФ не предусматривает такой формы налогового контроля как «мероприятия предпроверочного анализа» и обязанности налогоплательщика по представлению документов для его проведения
Налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.129.1 НК РФ за непредставление документов по требованию налогового органа. Требование было выставлено в соответствии со ст. 93.1 НК РФ с мотивировкой: «Вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки». При этом, исходя из содержания требования, у налогоплательщика были запрошены фактически все документы, касающиеся его деятельности за 2014-2015 гг. По словам представителя налогового органа, фактически документы были истребованы для проведения предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика за указанный период. У налогового органа имелась необходимость в получении документов для такого анализа, то есть для решения вопроса о включении налогоплательщика в план проведения выездной налоговой проверки. По мнению налогоплательщика, требование выставлено без наличия соответствующих оснований, установленных НК РФ, в связи с чем привлечение к ответственности за неисполнение такого требования незаконно. Суды согласились с позицией налогоплательщика, исходя из того, что действующая редакции НК РФ не предусматривает такой формы налогового контроля как «мероприятия предпроверочного анализа». Пункт 2 статьи 93.1 НК РФ предоставляет налоговому органу право истребовать документы (информацию) вне рамок проведения налоговых проверок лишь в случае обоснованной необходимости, что исключает возможность реализации этого права произвольно, только по усмотрению налогового органа. Кроме того, налоговый орган не указал сведений, позволяющих идентифицировать интересующую его сделку. Указание в требовании номеров договоров и контрагентов не могут рассматриваться как выполнение налоговым органом обязанности по конкретизации сделки ввиду того, что запрашиваемые документы не позволяют определить относительно какой конкретной сделки у налогового органа возникла необходимость в получении документов (информации), так как договоры могут иметь рамочный характер, а обязательственные взаимоотношения сторон могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора ( п.1 ст. 429.1. ГК РФ).
(постановление 10 ААС от 12.02.2018 по делу № А41-44228/2017, ООО «ТБА») При назначении инвентаризации имущества налогоплательщика налоговый орган не обязан указывать в соответствующем распоряжении его конкретный переченьВ ходе выездной проверки распоряжением налогового органа назначено проведение инвентаризации имущества налогоплательщика. В распоряжении указано, что инвентаризации подлежат основные средства: группы «Здания», группы «Транспортные средства». Перечня имущества не содержится. Суды первой и апелляционной инстанций признали распоряжение о проведении инвентаризации недействительным, исходя из того, что из Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке от 10.03.1999 следует, что в перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое конкретное имущество налогоплательщика, которое налоговый орган обязан определить исходя из преследуемых им целей инвентаризации с учетом предмета выездной налоговой проверки. Исходя из пунктов 1.4, 2.7 Положения об инвентаризации, на налогоплательщика возложена обязанность обеспечить присутствие материально ответственного лица на подлежащих инвентаризации объектах, создать условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества. Но неуказание в распоряжении конкретного перечня имущества, подлежащего инвентаризации, препятствовало надлежащему выполнению указанной обязанности. Суд кассационной инстанции отменил акты нижестоящих судов, удовлетворив жалобу налогового органа. Он указал, что суждение судов об обязанности налогового органа при принятии решения о проведении инвентаризации имущества, принадлежащего налогоплательщику, определять и указывать конкретный перечень такого имущества, исходя из преследуемых им целей инвентаризации, основано на расширительном толковании пунктов 1.3., 2.1. Положения и противоречит смыслу и целям инвентаризации как мероприятию налогового контроля, а также содержанию выездной налоговой проверки. Назначая инвентаризационную комиссию, определяя вид имущества, подлежащего инвентаризации, устанавливая даты начала и окончания, причины указанного мероприятия налогового контроля, что соответствует, в том числе приложению № 1 к Положению, инспекция не выходила за рамки предоставленных полномочий и не устанавливала требования, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
(постановление АС Дальневосточного округа от 08.02.2018 по делу № А37-762/2017, ООО «Александра»)Исправление такой ошибки как неправильное указание счета Федерального казначейства и наименования банка получателя посредством уточнения платежа невозможно По итогам камеральной проверки налоговым органом установлено, что налогоплательщиком, признаваемым налоговым агентом в соответствии с п.1 ст.226 НК РФ, несвоевременно перечислены суммы исчисленного и удержанного налога с выплаченного дохода физическим лицам. При этом в ходе проверки налогоплательщик пояснил, что при перечислении налога была допущена ошибка в реквизитах платежных поручений, а именно неправильно указан счет Федерального казначейства. К ответу приложены копии платежных поручений, в адрес налогового органа было направлено письмо с просьбой уточнить платежные поручения. По мнению налогоплательщика, неправильное указание номера счета Федерального казначейства и получателя платежа (УФК по г. Москве вместо УФК по Калужской области) и как следствие перечисление НДФЛ по месту регистрации Общества в качестве крупнейшего налогоплательщика (УФК по г. Москве) не образует состава правонарушения, предусмотренного ст.123 НК РФ. Суд не согласился с позицией налогоплательщика, указав следующее. В силу п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в указании КБК и (или) статуса плательщика в поручении на перечисление налога он вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа. На основании изложенного, исправление такой ошибки как неправильное указание счета Федерального казначейства и наименования банка получателя посредством уточнения платежа невозможно. Действия налогоплательщика повлекли неперечисление денежных средств на счет Федерального казначейства по Калужской области в связи с ошибочным перечислением данных средств по неверному счету. Налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности по ст.123 НК РФ за неправомерное неперечисление в установленный НК РФ срок сумм НДФЛ, так как деньги должны поступить не только в бюджет, но и на соответствующий счет Федерального казначейства.
(постановление 9 ААС от 13.02.2018 по делу № А40-153581/17, ООО «НЛМК-Калуга»)