Приобретение оборудования не напрямую у производителей, а у перепродавца, не свидетельствует о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды
Между налогоплательщиком (покупатель) и контрагентом был заключен договор поставки товаров (импортное оборудование). По результатам выездной проверки налоговым органом был сделан вывод о завышении цен приобретения отдельных товаров, количество товарных позиций которых (99 штук) составляет 0,3% от общего количества товарных позиций, закупленных налогоплательщиком в проверяемом периоде у данного контрагента по единственному договору поставки. Цена приобретения остальных товаров, как и обоснованность расходов на их приобретение налоговым органом не оспаривались. По мнению налогового органа, вовлечение посредников в сделки по приобретению оборудования преследовало только цель завышения цены поставляемого оборудования (расходов и вычетов по НДС). Отклоняя этот довод, суд указал, что решение о приобретении товаров в проверяемом периоде у контрагента, действующего на территории РФ, а не у иностранных поставщиков было обусловлено рядом объективных факторов, в т.ч.: возможностью закупки широкого ассортимента оборудования и запасных частей к оборудованию различных иностранных производителей у одного российского поставщика; положительным опытом сотрудничества с контрагентом в 2010 году; наличием у последнего сертификатов дистрибьютора иностранных производителей оборудования на территории России и стран СНГ; предложенными им условиями расчетов за приобретаемые товары; отсутствием в штате налогоплательщика сотрудников, которые могли бы осуществлять функции по исполнению внешнеторговых контрактов, или необходимостью несения дополнительных затрат на найм таких сотрудников и администрирование таких контрактов в случае их заключения налогоплательщиком; снятием с последнего потенциальных материальных и временных рисков, связанных с таможенным оформлением товаров, нарушением иностранными поставщиками сроков поставки товаров и т.п. Суд отметил, что покупка товаров налогоплательщиком у посредника, а не напрямую от производителя, имела деловую цель и не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, он указал, что рыночные цены на приобретенные у контрагента товары налоговым органом не устанавливались. Использование инспекцией таможенной стоимости товаров, ввезенных по таможенным декларациям на товары (ДТ) с соответствующими номерами, не свидетельствует об определении рыночной цены товаров, как и не заменяет такую рыночную цену. Суд подчеркнул, что для осуществления ценового контроля требуется сначала доказать признаки необоснованной налоговой выгоды, установленные Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, и только затем определить размер такой необоснованной выгоды с применением специальных правил НК РФ. Здесь эти признаки отсутствуют, инспекцией не оспаривается реальность поставки спорных товаров, как и реальный характер хозяйственной деятельности поставщика. Инспекция предъявляет претензии исключительно к цене отдельных товаров, закупленных у контрагента (по 99 товарным позициям за три года (2011 - 2013 гг.) из закупленных у данного поставщика 32 451 товарных позиций), таким образом, проведение ценового контроля со стороны инспекции было необоснованным.
(постановление 9 ААС от 26.10.2017 по делу № А40-183123/2016 ООО, «Мелитэк») ОЦЕНКА TAXOLOGY
Данное дело стало одним из немногочисленных многоаспектных дел, связанных с применением положений как о трансфертном ценообразовании, так и о необоснованной налоговой выгоде, рассмотренных в последнее время 9-ым ААС в пользу налогоплательщика. Учитывая дополнительный риск претензий со стороны налоговых органов при приобретении с использованием различного рода промежуточных звеньев (посредников), данное дело, напротив, демонстрирует те аргументы, которые успешно использованы налогоплательщиком в качестве мотивировки приобретения им товаров не у иностранных поставщиков напрямую, а у российского контрагента. Еще одним примечательным моментом стало применение судом в пользу налогоплательщика новой статьи 54.1 НК РФ (со ссылкой на нее установлено, что основной целью совершения сделки не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора). Хотя буквально за несколько дней до принятия данного судебного акта эта же самая тройка судей в постановлении по другому делу (№ А40-76346/17) указала, что статья 54.1 НК применяется только к новым проверкам (решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу Федерального закона № 163-ФЗ).
Наличие финансовой возможности приобретения товара непосредственно у третьего лица расценено как необоснованное создание дополнительного звена в цепочке его приобретения с целью снижения налоговых обязательствВ ходе проверки налоговый орган установил, что налогоплательщик по сделкам с взаимозависимым лицом (ИП, поставщик) занизил налогооблагаемую базу по налогу на прибыль путем увеличения затрат по приобретению товара (металлопрокат), что привело к неуплате налога на прибыль за 2013-2014 гг. При этом выявлена согласованность действий налогоплательщика и поставщика, направленных на создание дополнительного звена в цепочке приобретения материала и реализации товаров с целью снижения налоговых обязательств. В проверяемый период ИП поставил в адрес налогоплательщика металлопродукцию от общего количества поставленного товара: 97% - 2013 год, 93% - 2014 год. При этом сам ИП закупал продукцию на металлургических предприятиях, в том числе ПАО «НЛМК». Затем эта продукция реализовывалась налогоплательщику с наценкой. В качестве рыночных цен для расчетов принят уровень цен по сделкам, заключенным между ИП и ПАО «НЛМК». В ходе проверки сумма отклонений между стоимостью товаров по документам (товарным накладным), полученным от ИП и стоимостью по рыночной цене, установленной проверкой, составила за 2013 г. - 32 819 564,34 руб., за 2014 г. - 34 077 148,64 руб. По мнению налогоплательщика, налоговым органом при доначислении налога нормы статей 105.5, 105.7 НК РФ применены неверно, поскольку подлежала использованию информация по сделкам заключенным самим налогоплательщиком, а не его контрагентом. Кроме того, сделки между ПАО «НЛМК» и ИП и между ИП и налогоплательщиком несопоставимы, поскольку первые совершаются на первичном рынке, вторые на вторичном, по первым сделкам товар доставляется на железнодорожную станцию, по второй на склад, по первой сделке была необходима 100% предоплата, по второй предоставлялась отсрочка платежа на 30 дней, первая сделка совершается на рынке Липецкой области, вторая на рынке Ульяновской области. Суд отклонил доводы налогоплательщика, указав, что положения пункта 3 статьи 105.7 НК РФ не содержит прямой запрет на использования информации о сделках, совершенных между другими хозяйствующими субъектами. Приобретенная продукция ИП у ПАО «НЛМК» находится в коммерческих и финансовых условиях сопоставимости с продукцией, приобретенной налогоплательщиком. ИП не изменял технических характеристик продукции, приобретенной у ПАО «НЛМК», увеличена только ее цена при реализации. Оплата покупателями продукции, произведенной налогоплательщиком происходила до момента ее отгрузки, поступившие денежные средства сразу направлялись на оплату ИП за поставленный металлопрокат, следовательно, 100% оплата за партию, которая будет изготовлена налогоплательщиком, позволяла бы ему оплачивать металлопрокат, поставленный ПАО «НЛМК», минуя ИП.
(постановление 11 ААС от 30.10.2017 по делу № А72-1056/2017 ООО «Завод кровельных и стеновых профилей»,)