Суд признал, что ретроспективный перерасчет пени в сторону увеличения не нарушил принцип защиты правомерных ожиданий налогоплательщикаПосле выездной проверки у налогоплательщика в апреле 2024 года образовалось отрицательное сальдо ЕНС в виде задолженности по налогам, пеням, штрафу. В июне 2024 года налогоплательщик погасил эту задолженность, но в декабре этого же года налоговый орган произвел перерасчет по повышенной ставке (1/150) сумму пеней на недоимку по НДС за периоды со сроками уплаты с 26.05.2019 по 08.03.2022. В итоге у налогоплательщика вновь образовалась задолженность по пеням, которую налоговый орган потребовал погасить.
Налогоплательщик оспорил действия налогового органа по перерасчету (начислению) пеней, ссылаясь как на пропуск сроков взыскания, так и на нарушение принципа защиты правомерных ожиданий налогоплательщика.
Налоговый орган, в свою очередь, исходил из того, что возможность расчета пени с применением 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ возникла у него лишь в декабре 2024 года после исправления механизма автоматизированного расчета сумм пени в информационной системе, что и обусловило отражение задолженности по пени за период с 26.05.2019 по 08.03.2022 на ЕНС налогоплательщика лишь в конце декабря 2024 года.
Суды рассмотрели спор в пользу налогового органа исходя из того, что предельный срок взыскания оспариваемых пеней во внесудебном порядке не был пропущен. По поводу же возможного нарушения налоговым органом принципа защиты правомерных ожиданий налогоплательщика суд отметил следующее.
Вышеуказанный принцип может применяться, если ожидания того или иного лица основаны на явном, безусловном и последовательном подтверждении правомерности его поведения со стороны государства. При этом на принцип защиты правомерных ожиданий не может полагаться предусмотрительный и разумный участник экономической деятельности, который должен был ожидать применения соответствующих мер со стороны государства; вышеозначенные принципы применяются с учетом существа ошибки, допущенной государством, и не могут не принимать во внимание оценку разумности поведения самого участника экономического оборота, чтобы в конечном счете обеспечить должный баланс частных и публичных интересов.
В данном случае у налогоплательщика не могло возникнуть каких-либо сомнений относительно того, что расчет пеней за период до 09.03.2022 без применения дифференцированных ставок явно ошибочен с учетом того, что налоговое законодательство с 2017 года содержит императивные требования по начислению пеней исходя из 1/150 ставки ЦБ РФ при просрочке исполнения обязанности свыше 30 календарных дней.
Здесь суд не усматривает со стороны государства явного, безусловного и последовательного подтверждения правомерности ожиданий налогоплательщика. Будучи профессиональным участником экономического оборота, налогоплательщик с учетом очевидности ошибки, допущенной налоговыми органами при расчете пеней, не мог не ожидать применения соответствующих мер со стороны государства при неоспариваемом факте несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов в бюджет.
(постановление АС Уральского округа от 18.11.2025 по делу № А60-1596/2025 ООО "СпецСтрой")ОЦЕНКА TAXOLOGYТема запоздалого перерасчета налоговым органом пеней по повышенной ставке, которую мы затронули в предыдущем выпуске нашего дайджеста в части соблюдения налоговым органом сроков взыскания пеней (дело №
А44-2275/2025), вновь проявила себя, теперь уже в ракурсе одного из известных, сформированных судебной практикой принципов – принципа защиты правомерных ожиданий налогоплательщика. Суды, как и предполагалось, не могли допустить ситуации, когда ссылка на данный принцип в условиях вполне достаточной законодательной определенности по рассматриваемому вопросу нивелировала бы и сводила на нет волю законодателя по установлению повышенной ставки пени, что в целом и отражено в их судебных актах.
Представление уточненной декларации до принятия решения по соответствующей выездной проверке само по себе не означает учет результатов проверки этой декларации при принятии данного решенияПо итогам камеральной проверки уточненной декларации по налогу на прибыль за 2018 год решением налогового органа доначислена недоимка по налогу на прибыль в связи с завышением расходов, которые не были надлежащим образом документально подтверждены.
При оспаривании этого решения в суде налогоплательщик ссылался, в частности, на то, что спорная уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2018 год исследовалась налоговым органом в рамках выездной налоговой проверки. Следовательно, оснований для проведения проверки уточненной налоговой декларации как в форме повторной выездной проверки в части уточненных данных, так и в форме камеральной проверки не имелось. Повторное доначисление налогов, пеней и налоговых санкций по результатам камеральной налоговой проверки, а также исправление недостатков решения, вынесенного по итогам выездной налоговой проверки, путем вынесения решения по результатам проведения камеральной налоговой проверки противоречат положениям НК РФ.
Суды, исследовав обстоятельства дела, не согласились с такой позицией налогоплательщика. Ими установлено, что спорная уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после окончания выездной налоговой проверки, но до вынесения решения по ее результатам. Показатели бухгалтерской отчетности налогоплательщика соответствуют показателям, отраженным в первичной налоговой декларации, но не в уточненной. Заявленные в уточненной декларации расходы надлежащим образом не подтверждены. При сопоставлении документов, представленных налогоплательщиком в ходе камеральной и выездной налоговых проверок, установлено их несоответствие.
В то же время судами установлено, что повторное доначисление налогов, пеней и налоговых санкций по результатам проведенной камеральной налоговой проверки, а также исправление недостатков решения, вынесенного по итогам выездной налоговой проверки, путем вынесения решения по результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом не производилось. В решении по итогам выездной проверки отражены подача спорной уточненной налоговой декларации и результаты ее камеральной проверки.
Истребование документов в рамках выездной проверки, в том числе по наличию разницы между данными первичной и уточненной декларациями, не свидетельствует само по себе о том, что показатели уточненной налоговой декларации учтены налоговым органом при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки. Напротив, расчет доначисленных по результатам выездной налоговой проверки сумм налога на прибыль свидетельствует о том, что показатели уточненной налоговой декларации при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки не учитывались.
Кроме того, в рамках дела об оспаривании решения по указанной выездной проверке налогоплательщик о наличии спорных дополнительных прямых, косвенных, либо внереализационных расходов по налогу на прибыль за 2018 год, не заявил, доказательств их обоснованности не представил.
(постановление АС Поволжского округа от 24.11.2025 по делу № А57-33397/2022 ООО "Сартэксим")